Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

      Однако совсем иной Китай появляется в стихотворение «Возвращение»:

      На белом пригорке, над полем чайным,
      У пагоды ветхой сидел Будда.
      Пред ним я склонился в восторге тайном,
      И было сладко как никогда.

      Так тихо, так тихо над миром дольним,
      С глазами гадюки, он пел и пел
      О старом, о странном, о безбольном,
      О вечном, и воздух вокруг светлел.

(«Возвращение»)

      Скорее это произведение, а вовсе не «Путешествие в Китай» «можно рассматривать также в контексте христианской традиции с её мифемами «потерянного» и «возвращённого» рая, изоморфных буддийской нирване»21, о том, что здесь прослеживается «модификация мотива пути как возвращения»22, говорит само название.

      В «Фарфоровом павильоне» будут развиты темы, намеченные ранее. Этот сборник – вовсе не «милые подражания китайцам»23, как утверждал Г. Гальский. Значительно более точную характеристику дает Ю. Верховский: «В первом стихотворении «Фарфорового павильона», давшем заглавие книжечке, характерна внешняя живопись, перенесенная в стихи, мы бы сказали в духе Т. Готье. К этому же близка пьеса «Луна на море». Пьеса «Природа» ведет к определенному эстетическому положению:

      Спокойно маленькое озеро,
      Как чашка полная водой…
      ………………
      Мне думать весело, что вечная
      Природа учится у нас.

(«Фарфоровый Павильон», 12)

      Но эти легкие «акварельные» стихотворения поют о другом, о душевном: «Счастье», «Дом», «Аннам», элегически-любовный мотив в пьесе «Дорога» и глубже в «Соединении». Далее – песня о «Страннике» – тоже элегический поворот знакомого лейтмотива: далеко от родины ты не слышишь «сладкой музыки материнского языка», но с природой «ослепительной24» ты не вовсе несчастен:

      Лишь услыша флейту осени…
      Ты поймешь всю бесконечную
      Скорбь, доставшуюся тебе.

      Совершенно непосредственной мелодией, антитезой начальным стихам книги, звучит, не выходя из общего ее стиля, маленькая прозрачная пьеса «Сердце радостно, сердце крылато» («Фарфоровый Павильон», 11)»25.
      На мой взгляд, здесь не столь важно увлечение ориенталистикой (востоковедением), здесь нет столкновения западного и восточного мировосприятия. Центром внимания становится странствующий лирический герой, вечно находящийся в поиске…

в) Итальянские стихи

      Италия Гумилева – страна истории, искусства и, кажется, мистики, которая до такой степени легка, невесома, что, наверное, правильнее будет назвать ее волшебством:

      В стране, где гиппогриф веселый льва
      Крылатого зовет играть в лазури,
      Где выпускает ночь из рукава
      Хрустальных нимф и венценосных фурий…

(«Фра Беато Анджелико»)

      Город, как голос наяды,
      В призрачно-светлом былом,
      Кружев узорней аркады,
      Воды застыли стеклом.

      Верно, скрывают колдуний
      Завесы черных гондол
      Там, где огни на лагуне –
      Тысячи огненных пчел.

(«Венеция»)

 

21  Улокина О. Тема Востока в творчестве Н.С. Гумилева /.silverage.ru.
22  Улокина О. Тема Востока в творчестве Н.С. Гумилева /.silverage.ru.
23  Гальский Г. Панихида по Гумилеву / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 462.
24  В цитируемом издании книги «Н.С. Гумилев: pro et contra» допущена опечатка: «слепительной».
25  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 533.

 
На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности