Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

       Африканские мотивы появлялись и раньше в творчестве Гумилева, в своей работе мне хотелось бы уделить основное внимание стихотворениям «Шатра», так как это уже свободные от ученичества и некой декоративности произведения. Прав Н. Оцуп, говоря о единстве африканских стихотворений. Все они, несмотря на своеобразие, звенят мечтой. Африка Гумилева построена на неких гармонических различиях, то есть каждое стихотворение, обладая своим собственным «голосом», является участником своеобразного хора. Замечательно об этой особенности писал Ю. Верховский: «Экзотика «Шатра» звучит иногда каким-то гимном, то умиленным –

      О тебе, моя Африка, шепотом
      В небесах поют серафимы, -

(«Вступление», «Шатер», 7)

то, по-своему, дико торжественным:

      Здравствуй, Красное Море, акулья уха,
      Негритянская ванна, песчаный котел.
      На твоих берегах вместо влажного мха
      Известняк, как чудовищный кактус расцвел.

(«Красное Море», «Шатер», 9)

      Таково в особенности прославление Сахары с его фантастическим окончанием:

      И, быть может, немного осталось веков,
      Как на мир наш, зеленый и старый,
      Жадно ринутся хищные стаи песков
      Из пылающей юной Сахары.

      Средиземное Море засыпят они,
      И Париж, и Москву, и Афины,
      И мы будем в небесные верить огни,
      На верблюдах своих бедуины.

      И когда, наконец, корабли марсиан
      У земного окажутся шара,
      То увидят сплошной золотой океан,
      И дадут ему имя Сахара.

(«Сахара», «Шатер», 15-18)

      Прямо противоположная другая сторона этой книги, простая и душевная, обрисовывается, например, таким заключением яркого и простого описания Египта:

      Если аист какой-нибудь близко
      Поселился на поле твоем,
      Напиши по-английски записку
      И ему привяжи под крылом.

      И весной на листе эвкалипта,
      Если аист вернется назад,
      Ты получишь привет из Египта
      От веселых феллашских ребят.

(«Египет», «Шатер», 11-14)

      Иногда – широкою кистью сделанные описания, иногда – небольшие эпические поэмы, иногда – жанровые картины с проскальзывающей бодрой и простодушной струйкой»14.
      Г.П. Струве считал, что сборник «Шатер» был недооценен критиками: «Андрей Левинсон, например, видел в них только их географическую романтику, своего рода стихотворный путеводитель по Африке»15. Здесь с яркими зарисовками тесно переплетаются лирические переживания. Наравне с благоухающей, переливающейся красками жизнью появляется мотив смерти, рокового предназначения, звучащий резонансом в сравнении со столь блестящим окружением:

Тридцать лет я по лесу блуждаю,
Не боюсь ни людей, ни огня,
Ни богов… но что знаю, то знаю:
Есть один, кто сильнее меня.

Это слон в неизведанных чащах,
Он, как я одинок и велик
И вонзает во всех проходящих
Пожелтевший изломанный клык.

Я мечтаю о нем беспрестанно,
Я всегда его вижу во сне,
Потому что мне духи тумана
Рассказали об этом слоне.

С ним борьба для меня бесполезна,
Сердце знает, что буду убит…

(«Замбези»)

 

14  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 531-532.
15  Струве Г.П. Творческий путь Гумилева / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 571.

 
На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности