Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

1.5 Поэт и современность

      Я вижу иногда очень ясно картины и события вне круга нашей теперешней жизни; они относятся к каким-то давно прошедшим эпохам, и для меня дух этих старых времен гораздо ближе того, чем живет современный европеец. В нашем современном мире я чувствую себя гостем.1

Н.С. Гумилев 

      - Поэзия и сны

      «Его стихи возникают из снов – очень своеобразных, лежащих в областях искусства только. Гумилев определяет его путь: от иррационального к рациональному (противоположность моему)»2, - писал о творчестве Николая Гумилева А. Блок. Стоит отметить, что сновидения не растаяли на протяжении всего творческого пути поэта.

      Я тот, кто спит, и кроет глубина
      Его невыразимое прозванье…

(«Душа и тело»)

      Майкл Баскер в своей книге «Ранний Гумилев: путь к акмеизму» говорит, что «Гумилев, отправившийся в Париж летом 1906 г. с намерением «заняться оккультизмом» и писавший в начале 1908 г. о влиянии французских оккультистов на его недавнюю «теорию поэзии», смотрел на свое собственное творчество в эти ранние годы именно как на возможный оккультный способ оккультной, заклинательной «борьбы» с «ранами» настоящего. «Поэзия должна гипнотизировать, - писал Н. Гумилев в начале одной рецензии 1910 году, - в этом ее сила»(III., 70)».3
      Подобная мысль, высказывается и Г.В. Ивановым в статье «О поэзии Н. Гумилева»: «Стать мастером – не формы, как любят у нас выражаться, а подлинным мастером поэзии, человеком, которому подвластны все тайны этого труднейшего из искусств, - Гумилев стремится с первых строк своего полудетского «Пути конквистадоров», и «Огненный столп» - красноречивое доказательство того, как много уже достигнуто поэтом и какие широкие возможности перед ним открывались».4
      По всей вероятности, и Иванов, и Баскер достаточно близки к истине. Сам Гумилев фактически воспевает, обожествляет поэзию: «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. <…> …прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают».5

      - «Странный паладин с душой, измученной нездешним»

      В творчестве Гумилева присутствует конфликт с действительностью, пошлой, вульгарной, нравственно разлагающейся:

        Я вежлив с жизнью современною,
        Но между нами есть преграда,
        Все, что смешит ее, надменную,
        Моя единая отрада.


      Победа, слава, подвиг – бледные
      Слова, затерянные ныне,
      Гремят в душе, как громы медные,
      Как голос Господа в пустыне.

      Всегда ненужно и непрошено
      В мой дом спокойствие входило;
      Я клялся быть стрелою, брошенной
      Рукой Немврода иль Ахилла.

      Но нет, я не герой трагический,
      Я ироничнее и суше,
      Я злюсь как идол металлический
        Среди фарфоровых игрушек.

рис. 6.      Это отнюдь не «доморощенное «конквистадорство», вместе с «эстетизированным безразличием», а противостояние пустой «жизни современной». Н. Оцуп писал: «Гумилев, несомненно, имел внутреннее противоядие против недугов «конца века» (того века, который не совпадает с веком по календарю и «растворяется» в прошлом лишь к началу первой мировой войны).

      Упадок нравственного и религиозного чувства, которым отмечается эта эпоха в России, разумеется, подорвал внутреннюю жизнь молодого поэта. Но его духовная «суть», его натура осталась здоровой. Благодаря воздействию ощущений, приходивших извне, он лечился от дурных привычек, которые нажил, подражая старшему поколению»6.

      …Любил он ветер с юга,
      В каждом шуме слышал звоны лир,
      Говорил, что жизнь его подруга,
      Коврик под его ногами – мир.

      Он совсем не нравится мне, это
      Он хотел стать богом и царем,
      Он повесил вывеску поэта
      Над дверьми в мой молчаливый дом.

      Я люблю избранника свободы,
      Мореплавателя и стрелка,
      Ах, ему так звонко пели воды
      И завидовали облака.

(«Память»)

 

1  Неведомская В.А. Воспоминания о Гумилеве и Ахматовой / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб: РХГИ, 2000. С. 277
2  Собр. соч., т. 7. С. 371. 3  Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. - СПб., 2000.
4  Иванов Г.В. О поэзии Н. Гумилева/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб: РХГИ, 2000. С. 482.
5  Гумилев Н.С. Жизнь стиха / Книга для ученика и учителя. – М.: Олимп, 1998. С. 99.
6  Оцуп Н. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 26.

 
На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности