Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

1.4 Любовь и Смерть

      «Поэт с девственной душой» - так назвал Н. Гумилева Л. Горгунг. В стихотворениях поэта, затрагивающих такое человеческое чувство, как любовь, сильнее всего ощущается стремление к нравственной чистоте. «Тут видится яркое доказательство недосягаемости идеальной любви, несмотря ни на какое упорство стремлений Гумилева к ее обретению. <…> Чудо встречи с Беатриче не состоялось»29.
      Обратимся к объекту любви «поэта-странника». Как образ «Прекрасной Дамы» никогда не покидал поэзию А. Блока, так и «та, чьи взоры непреклонны» всегда оставалась в творчестве Гумилева, не только в творчестве, но и в мечтах, наверное. Он (как утверждал Н. Оцуп) «не нашел в земной жизни мадонны своих молитв, женщины, которая бы сумела бы его покорить не только физическим или духовным очарованием, но чистотой и нравственным совершенством.
      Вместо единственной любви поэту остаются только пьянящие ощущения вечного бродяги, дикаря, донжуана, тревожного художника. Но это ведь поражение…».
      «Поражение»?.. Нет, не совсем… ЕЁ нет в реальной жизни, но …

      На путях зеленых и земных
      Горько счастлив темной я судьбою.
      А стихи? Ведь ты мне шепчешь их,
      Тайно наклоняясь надо мною
.

      Ты была безумием моим
      Или дивной мудростью моею,
      Так когда-то грозный серафим
      Говорил тоскующему змею:

      «… Там, где плещет сладкая вода,
      Вновь соединим мы наши руки,
      Утренняя, милая звезда,
      Мы не вспомним о былой разлуке». 30

(«На путях зеленых и земных»)

рис.4.      Происходит совмещение временных пластов. Кажется, что двоих, связанных невидимыми нитями - судьбы ли, вечности ли - разделяют эпохи, века, и встреча произойдет нескоро…

      Однако в своей исследовательской работе Ю. Зобнин предпочитает рассматривать это стихотворение, да и весь сборник «К синей звезде», в котором оно было напечатано, как пример «очень глубокого образа похоти, «безбожного эроса», который служит силам зла»31. Критик утверждает, что «лирическая героиня – «лишь синяя звезда», утренняя Денница, «мучительно, чудесно и неотвратимо» губящая красотой «дурманящего тела» охваченного «истомой» героя:

      …Когда перед бедою
      Я обессилю, стиснув зубы,
      Ты не придешь смочить водою
      Мои запекшиеся губы.

      В часы последнего усилья,
      Когда и ангелы заблещут,
      Твои сияющие крылья
      Передо мной не затрепещут». 32

      Я не могу согласиться с точкой зрения Ю. Зобнина. Разве сопутствуют сияющие крыла «образу «утренней звезды», Денницы, одного из главных символов дьявола»33? Если «переживания лирического героя Гумилева – не переживания любящего, а переживания блудника», то почему же:

      Дремала душа, как слепая,
      Так пыльные спят зеркала,
      Но солнечным облаком рая
      Ты в темное сердце вошла.

(«Дремала душа, как слепая…»)

      «Страсть пропела песней лебединой»34, земная любовь принесла только разочарование…Остается только нравственно чистая Беатриче (чей образ появился ещё в самом начале творчества Гумилева), ей противопоставляется лирический герой (за которым угадывается сам автор). Беатриче во всех её ипостасях - почти муза поэта:

      Жил беспокойный художник.
      В мире лукавых обличий –
      Грешник, развратник, безбожник,
      Но он любил Беатриче.

(«Беатриче»)

      …Душа твоя дивно крылата,
      Певучая ты для меня.

(«Дремала душа, как слепая…»)

      Преображая дух и тело,
      Напев вставал и падал вновь.
      То говорила и звенела
      Твоя поющей лютней кровь.

(«Я вырван был из жизни тесной»)

 

29  Оцуп Н. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 47.
30  Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Под редакцией Ю. А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 372-373.
31  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.183.
32  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.187.
33  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.186.
34  Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Под редакцией Ю. А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 363.

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности