Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

рис. 3.       С этим образом тесно связаны стремления поэта к неизведанному, девственному и жажда открытий.

      Та, чей дух – крылатый метеор,
      Та, чей мир в святом непостоянстве,
      Чье названье – Муза Дальних Странствий...

      …Целый день на мостике готов,
      Как влюбленный, грезить о пространстве;
      В шуме волн он слышит сладкий зов,
      Уверенья Музы Дальних Странствий.

      В.М. Жирмунский считал, что, обращаясь к изображению «экзотических стран», Гумилев тем самым компенсирует бедность «эмоционального и музыкального содержания» («…он редко говорит о переживаниях интимных и личных…он избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму… Муза Гумилева – муза дальних странствий»22). На мой взгляд, слово «экзотика», применяемое по отношению к творчеству Гумилева, приобрело статус штампа, за которым в действительности скрывается душевный поиск. Происходит уничижение роли стихотворных путешествий поэта. «Неведомые страны»23 носят скорее психологический характер, чем географический:

      Может быть, тот лес – душа твоя,
      Может быть, тот лес – любовь моя,
      Или, может быть, когда умрем,
      Мы в тот лес отправимся вдвоем.

(«Лес»)

1.3 Тема не войны, но битвы

Вот голос томительно звонок…
Зовет меня голос войны…
Н.С. Гумилев

      Тема войны является едва ли не самой сложной в творчестве Николая Гумилева, она же, с моей точки зрения, едва ли не самая неправильно истолкованная. Как правило, критики рассматривают ее, базируясь на аполитичности поэта. При этом в расчет берется война 14-го года, а не ВОЙНА как таковая. Война для Гумилева никогда не была лишь частью холодной истории. Война скорее способ самоопределения, путь к самопознанию, борьбы с самим собой, нежели политический процесс. «…Гумилев был далек от понимания социальной подоплеки империалистической бойни, развязанной капиталистическими государствами с целью раздела мира. Народные неисчислимые страдания, которыми оплачивалась война, чуждая национальным интересам, не были ему ни близки, ни внятны… Сама война, с ее непохожестью на будничное течение мирной жизни, была для него опять-таки своеобразной “экзотикой ”»24, - писал А.И. Павловский. На мой взгляд, аргументы критика не отражают суть мировосприятия поэта, собственно о войне 1914-го Гумилев никогда и не писал… В его стихотворениях отсутствуют исторические указатели, конкретизирующие события. Однако можно согласиться с Ю. Зобниным, утверждавшим, что «стихи военного цикла – это и документ эпохи, поскольку мы всегда смотрим на свое историческое прошлое сквозь призму художественного, эпистолярного, научного наследия»25.

      Словно молоты громовые
      Или воды гневных морей,
      Золотое сердце России
      Мерно бьется в груди моей.

      И так сладко рядить Победу,
      Словно девушку в жемчуга,
      Проходя по дымному следу
      Отступающего врага.

(«Наступление»)

      Событие мирового масштаба растворяется в мироощущении поэта, теряет прямую связь с историей, превращается в порыв, чувство, неотъемлемую часть собственного мироздания. Ю. Зобнин писал: «Поэзия Гумилева <…> являет нам сложную, многогранную и многоцветную картину видения мира, новую эстетическую реальность, воссозданную художником зорким, правдивым и ярким»26.

      «…взгляд на войну в стихотворениях Гумилева с самого начала особый, глубоко лирический и потому независимый от идеологических шаблонов»27.
      Примечательно, что тема войны не ограничивается циклом 1914-1918 гг. Эта тема многолика, по сути, она никогда не покидает творчество Гумилева. Только вне цикла еще более ярко выражено стремление не столько к жестокой схватке, сколько к преодолению, к борьбе.

      Древних ратей воин отсталый,
      К этой жизни затая вражду,
      Сумасшедших сводов Валгаллы,
      Славных битв и пиров я жду.

(«Ольга»)

      Мне кажется, Р. Плетнев в своей работе «Н.С. Гумилев (1886-1921): с открытым забралом» выразил самую суть военной темы поэта, а точнее, его «военного» мировосприятия: «Труден путь, но героизм и в бою и в жизни есть спасение духа, самой чести и достоинства жизни. Герой и поэт Черногории хорошо это выразил: только «героизм является царем над злом всех форм», только он – отпор сатанизму. Да и что может мерить, весить и оценивать жалкую в своей мимолетности жизнь человека, мгновение в безмерности пространства и бездонности времени? – Один героизм может мерить и весить бытие, ибо он духовен»28.

22  Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 422.
23  Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 422.
24  Павловский А.И. Вступительная статья / Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Под ред. Ю.А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 38-39
25  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл) / Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.128.
26  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл)/ Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. С. 138.
27  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл)/ Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 131.
28  Плетнев Р. Н.С. Гумилев (1886-1921): с открытым забралом / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 584.

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности