Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Сочинение на тему «Сказка в душе человека»

Метод моделирующей метафоры

(продолжение)

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


Здесь чтение по ролям или инсценирование прерывается и идёт обсуждение вопроса.

— Моё счастье — в улыбках моих друзей! — серебряным колокольчиком прозвенел голос мальчика.
— Друзья? Разве в этом диком и заброшенном краю могут быть друзья?
— У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

(Предлагается додумать: чего нет у героя повествования?).

— Нет у тебя, нет у тебя… — смеялось эхо под звон бьющихся окон и зеркал… Человек всю жизнь спешил. Он спешил туда, где у берега моря в маленьком деревянном домике его ждал мальчик с больными ногами, влюблённый в море.

(Фрагмент из сказки «Встреча ребят» инсценируется или читается по ролям. За автора – сам учитель).

Сказка— Здравствуй! — улыбнулся мальчик вошедшему человеку. — Как хорошо, что ты пришёл, — нежным колокольчиком звенел его голос. Он сидел на маленькой кровати в маленькой комнате и большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на растерянно стоящего у двери человека. Он был настолько красив, что казалось, будто это был не просто мальчик, а сказочный маленький принц, неведомо как оказавшийся в этом заброшенном краю. Лишь его ноги, укутанные мягким одеялом, неуклюже лежали на кровати и не вписывались в этот сказочный образ.
— Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, — неуверенно произнёс человек, оглядываясь вокруг. — Но, наверное, я ошибся. Ведь у меня и так всё есть.
— А у тебя есть счастье? — тихо спросил мальчик.
— Счастье? Что такое счастье… — усмехнулся человек.
— У тебя нет счастья, — печально прошептал мальчик и опустил свои большие глаза. — Иначе ты бы знал, что это такое.
Ведь здесь никто не живёт… Посмотри: у тебя же никого нет и ничего нет, абсолютно ничего! Как ты можешь быть счастлив?!
— Неправда! — ясно и звонко ответил мальчик; так звонко, что окно, радостно зазвенев, вдруг распахнулось, и весёлый ветерок влетел в комнату, растрепав белокурые волосы мальчика. — Неправда, у меня много, очень много друзей: у меня есть море и ветер, у меня есть небо, звёзды и облака, у меня есть солнце, цветы и бабочки, и они каждый день дарят мне свою радость… А ещё у меня есть улыбка, которую я могу дарить своим друзьям.
И нежная, неземная улыбка, белоснежной радостью слетев с бледных губ мальчика, полетела и закружилась по комнате разноцветным вихрем серебряных чувств, и закружился ветер, и зашумело море, и звёзды с неба пали золотыми дождями на белокурые волосы мальчика, и так хорошо, так необыкновенно легко стало на душе человека, что он сел и долго-долго молчал, прислушиваясь к шелесту ветра и шуму моря…
– Какое оно хорошее, твоё счастье, — тихо сказал он после долгого молчания. Может быть, это и есть то, что я искал… Слушай, подари мне его, а?
Мальчик удивлённо и радостно заморгал своими длинными пушистыми ресницами. Но потом снова опустил большие глаза.
— Как же мне подарить тебе моё счастье? Ведь оно в моём сердце… В комнате стало тихо-тихо. Даже озорной ветерок замер где-то в углу, не зная, чем помочь мальчику. Лишь море по-прежнему тихо и ласково шумело за окном… И вдруг откуда-то раздалась музыка, тихая и прекрасная. Это был сверчок, маэстро сверчок, который играл по ночам для мальчика свои самые красивые мелодии. Мальчик вздрогнул и снова радостно захлопал ресницами.
Сказка— А хочешь, я подарю тебе своё сердце?
Человек в недоумении смотрел, как мальчик достал из-под подушки маленькую красивую флейту, нежно погладил её и поднёс к губам. Но потом задумался о чём-то, посмотрел в окно на шумевшее неподалёку море и опустил глаза.
— Оно ждёт меня. Давно-давно ждёт… Ему тоже хочется услышать мою песню.
Мальчик обернулся, и его большие грустные глаза словно обожгли человека какой-то беззащитной застенчивостью и робкой, нерешительной просьбой.
Человек не понял, что с ним произошло. Неуверенно и неловко, словно стесняясь чего-то, он поднял мальчика на руки, прижал к себе и вынес его из дома. Ласковый ветер прохладной вечерней свежестью повеял ему в лицо. На небе уже загорались первые звёзды, а где-то впереди радостно и шумно вздыхало бескрайнее море…
Тёмная прохладная ночь таинственной тишиной обнимала спящую землю. На чёрном небе тихонько мерцали тысячи далёких звёзд. Они мерцали и удивлённо смотрели на странного человека, медленно идущего к морю с красивым белокурым мальчиком на руках. Они не могли понять слёз на глазах человека, они не могли понять улыбки на устах мальчика, они не могли понять их счастья… А человек всё шёл и шёл к шумевшему впереди морю. И он готов был идти к нему бесконечно, нежно прижимая к груди свою белокурую радость. Он больше никуда не спешил.
Он знал, что такое счастье.

Текущие вопросы:
1. Что для себя узнал нового5 «человек»? (5 Новое - новость, событие, вещь, испытываемое впервые.)
2. Зачем человеку это новое?

2. Проследим жизненный путь ребёнка.

 
 
Примечание

ДРУЗЬЯ

  Люди, связанные чувствами привязанности, признательности.
МЫ
  Несколько лиц.
МУЗЫКА
  Искусство звуковых образов.
СЕРДЦЕ
 
Символ души, переживаний, чувств, настроений.
выстраданное счастье
  Пережить много страданий, нравственных мучений.
   

 

Мальчик:
   

обретает друзей

 

Найти, получить.

мечтает

 

Предаваться мечтам, воображению, мыслям.

болеет,
  Переносить болезнь, беспокоиться, тревожиться.
страдает
  Сочувствовать, переживать чьё-нибудь горе, неудачу, подвергаться неприятному, терпеть.
   

 

Вывод: Это – нравственная высота, становление личности, которая способна жертвовать собой.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности