Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Сочинение на тему «Сказка в душе человека»

Метод моделирующей метафоры

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


Цель: «Разбудить» душу человека, сделать вывод о том, что в страдании и покаянии человек обретает смысл жизни.

Задача:
1. Познакомить учащихся со сказкой Александра Ильина «Белокурая радость».
2. Ввести в лексикон учеников слова-понятия «жертва», «личность», «выстраданное счастье».

Этапы урока:

1. Чтение и обсуждение сказки А. Ильина «Белокурая радость». (Учитель предупреждает учащихся о том, что по мере прочтения сказки он будет осознанно прерываться, дабы побеседовать о прослушанном).

Человек всю жизнь куда-то спешил… В детстве он торопился не опоздать на урок и получить хорошую оценку, в юности — стать красивым и знаменитым, а потом понял, что всё в этом мире покупается за деньги: и слава, и власть, и многое другое. И человек погнался за деньгами… Он спешил, он всю жизнь куда-то спешил, словно боялся не успеть достичь чего-то самого главного.

По мере чтения заполняется смысловая таблица, позволяющая наглядно представить «временные» понятия. Понятия объясняются учащимися. Здесь они представлены в виде микропояснений в примечании.

Понятие
 
Примечание

Человек:

  Живое существо, обладающее даром мышления и речи.
Спешил
  Стараться сделать как можно скорее, торопиться.
на урок,
   
боялся опоздать,
   
(детство)
  Ранний, до отрочества, период жизни.
спешил
   

стать

 

 

знаменитым
  Пользующийся всеобщей известностью.

(юность)

 

Период жизни между отрочеством и зрелостью

спешил

 

 

заработать много денег
  Ранний, до отрочества, период жизни.
(зрелость)
  Возраст между молодостью и старостью, период жизни.

достиг всего;

 

 

одиночество

 

Состояние, отделённый от себе подобных, живущий один.

ВЛАСТЬ

 

Право или возможность распоряжаться чем – кем – либо, подчинять своей воле.

Я

 

Индивидуум, личность

ДЕНЬГИ1

СЛАВА2

 

1Знак, мера стоимости, капитал, средства
2Почётная известность, знак всеобщего уважения, признания заслуг, таланта
.

Вывод: Это – нравственный тупик, деградация, падение вниз, а не восхождение.

Но однажды он вдруг понял, что уже достиг всего, чего только можно достичь в этом мире.
— Я нашёл то, что искал всю жизнь. У меня есть слава, власть и богатство, а больше этого нет ничего в мире! — воскликнул человек, одиноко прохаживаясь по роскошным залам своего дворца.
— Есть! Есть! — зашумел озорной ветерок, ворвавшийся во дворец через распахнутые окна.
— Разве есть на земле кто-нибудь, у кого есть то, чего нет у меня? — удивился человек.
— Есть! Есть! — радостно шумел ветер, летая по дворцу и распахивая окна и двери. — Там, у берега моря, живёт мальчик.

(Учащиеся дома должны были подобрать описание мальчика, ребёнка из текстов художественных произведений или придумать самим).

— Мальчик, мальчик… — вторило эхо3, звонким смехом отражаясь от гулких куполов дворца. — У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

3Эхо - отражение звука от предметов, отзвук.
Вопрос: Какова роль этого «невидимого персонажа. Если бы увидели героя, как бы «он» выглядел?

— У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

(Предлагается додумать: чего нет у героя повествования?)

— Нет у тебя, нет у тебя… — смеялось эхо под звон бьющихся окон и зеркал…
Человек всю жизнь спешил. Он спешил туда, где у берега моря в маленьком деревянном домике его ждал мальчик с больными ногами, влюблённый в море.

(Фрагмент из сказки «Встреча ребят» инсценируется или читается по ролям. За автора – сам учитель).

— Здравствуй! — улыбнулся мальчик вошедшему человеку. — Как хорошо, что ты пришёл, — нежным колокольчиком звенел его голос. Он сидел на маленькой кровати в маленькой комнате и большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на растерянно стоящего у двери человека. Он был настолько красив, что казалось, будто это был не просто мальчик, а сказочный маленький принц, неведомо как оказавшийся в этом заброшенном краю. Лишь его ноги, укутанные мягким одеялом, неуклюже лежали на кровати и не вписывались в этот сказочный образ.
— Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, — неуверенно произнёс человек, оглядываясь вокруг. — Но, наверное, я ошибся. Ведь у меня и так всё есть.
— А у тебя есть счастье? — тихо спросил мальчик.
— Счастье? Что такое счастье… — усмехнулся человек.
— У тебя нет счастья, — печально прошептал мальчик и опустил свои большие глаза. — Иначе ты бы знал, что это такое.
— А ты? Ты знаешь, что это такое?
— Да.
— Значит, ты счастлив?!
— Да…
— Странный, странный мальчик… — задумчиво произнёс человек. — И в чём же оно, твоё счастье4?

4Счастье - чувство или состояние полного удовлетворения, успех, удача, благополучие.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности