Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

(окончание)

Валерия Новикова,
учитель русского языка и литературы,
г. Иваново

Лошадь и звезды

Лошадь и звездыОднажды лошадь взяла путевку на Черное море. Ей надо было подлечиться, да и вообще надоело возить за собой опостылевшую телегу. И вот вечером она в первый раз вышла на пляж и увидела море. Лошадь была потрясена – она думала, что нет ничего красивее родной средне – русской возвышенности.

Здесь же она увидела теплое безграничное море, тихо плещущее у ее копыт. Луна отражалась в воде. Непривычно крупные и яркие звезды безмолвно светились в бездонном черном небе. Лошадь стала что – то понимать. Что именно – сказать она не могла. Надо было подумать. И она легла на не успевший остыть песок и стала смотреть на звезды…

Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит метафора.

Обратите внимание, как слушают ученики искусного рассказчика. Они буквально «входят» в повествование, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании обучающих метафор в работе учителю.

Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ученика. Таким образом, перефразируя слова Б. Брехта: «Мы – это больше, чем я и ты», можно было бы сказать: «Обучающая метафора – это больше, чем логика и гипноз». Другими словами, обучающая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза).

Как же строится обучающая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке. И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет.

Рассмотрим повествование, иллюстрирующее мысль.

Ослик

ОсликЖил был ослик. Он воспитывался в очень хорошей семье. Его учили языкам других животных – он умел даже мяукать, как кот и мычать, как корова. Это считалось признаком хорошего образования в ослиной среде.

Ему все время говорили – это нехорошо, сделай так, ты должен. От этого у ослика развился комплекс неполноценности. Он считал себя виноватым во всем и перед всеми.

Жизнь шла по своим законам. Знания коровьего и кошачьего языка не пригодились ослику. Чувство неуверенности не давало ему шанса достичь успеха. Более наглые и уверенные в себе ослики достигали гораздо большего в жизни, хотя и не умели мычать и мяукать. Зато по вечерам, ослик уединялся и читал книги, написанные на коровьем и кошачьем языке. И получал от этого удовольствие…

Сюжет в такой метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление.

Следующая нить в этом метафоричном кружеве – это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы.

Таким образом, ребёнок как личность формируется посредством метафор.



На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности