Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Валерия Новикова,
учитель русского языка и литературы,
г. Иваново

Две вещи могут изменить человека – опыт и смысл, который он в него вкладывает. Человеческие существа – это существа, создающие смысл. Если вы рассказываете человеку о лягушке, сидящей в болоте и мечтающей летать, человек будет искать в этом смысл – и находить его. Метафора создает и опыт, и изменение смысла. Это история, дающая такую возможность.

Волшебство не в самой истории, не в метафоре. Волшебство – это когда встречаются твой и мой опыт, соединяются друг с другом в виде нашей общей истории и этим создают новый смысл. Чувство – это бьющееся сердце метафоры.

Искусством быстрого создания и рассказывания метафор бессознательно владели и владеют большинство гениальных ораторов, мудрецов, шаманов, проповедников, философов, правителей, полководцев, парламентариев, бизнесменов, торговцев. Эти уникальным даром в совершенстве владел основатель нового направления гипноза – Милтон Эриксон. Спонтанно сочиняя метафорические рассказы по принципу история в истории, определенным образом выделяя особые скрытые смыслы, используя фонетические и синтаксические двусмысленности, он добивался очень быстрого исцеления людей. Дэвид Гордон, продолжая замечательную традицию Милтона Эриксона, предложил уникальный подход к конструированию и использованию метафор. Разработанные им механизмы создания влиятельных историй напоминают тончайшие кружева, которым очаровывается наше сознание, погружаясь в состояние глубокого транса.

Почему же становится возможным такое активное использование метафор для достижения психологических целей?

Во-первых, экстраполяция скрытых смыслов. Суть этого механизма состоит в следующем. Обладая «свойством преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в обычных вещах и перенести его за пределы области, их породившей. За счет того, что в метафорическом образе, помимо него самого, есть и еще «нечто», что скрыто, то у субъекта возникает возможность черпать из метафоры то содержание, которое соответствует его миропониманию и видению своих проблем. Образно говоря, метафора – это волшебный сундучок, в котором каждый находит то сокровище, какое именно он способен там найти.

Во-вторых, пробуждение творческих ресурсов воображения. Язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческого потенциала субъектов в процессе совместной активности. Как писал Стендаль, «стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения».

В-третьих, семантическое опосредование. Метафоры становятся связующим звеном между семантическими пространствами учителя и ученика, помогая в создании общего семантического пространства полсубъекта «учитель - ученик». Возникает возможность не только понимания (в когнитивном аспекте), но и взаимопроникновения в систему трудно вербализуемых смыслов, что сочетается с принятием, сопереживанием, открытиями.

В-четвертых, актуализация архетипов. Метафоры задействуют глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов. Юнг отмечал: «Огромное преимущество мифологических представлений в том, что они гораздо в большей степени объективизируют конкретику и соответственно делают возможной персонификацию ее… Любовь и ненависть, страх и благоговение выходят на сцену, поднимая конфликт до уровня драмы».

В-пятых, фасилитация. Метафоры облегчают осознание системы отношений между субъектами и снижают воздействие негативных эмоций в случае получения болезненной для субъекта информации. Можно сказать, что метафоры действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия. Д. Миллс и Р. Кроули говорят, например, об «утонченности» терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного «попадает в точку», но каким-то удивительно отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом».

Проиллюстрирую примером.

Добрый человек

Рис. 1Один человек очень любил животных, особенно лошадей. Даже незнакомые животные легко подходили к нему, а на улице ни одна бездомная собака никогда не обижала его. Многие смеялись над его увлечением, но он только улыбался. И никогда ничем не болел…

Это терапевтическая метафора. Известный современный психотерапевт Леонид Кроль, говоря о роли метафор при наведении транса, остроумно и метафорично заметил: «Терапевтическая метафора – это не столько сравнение, сколько искра, возникшая от удара двух реальностей друг о друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания…» И далее: «Метафора напоминает фигуру из двух колец, вложенных друг в друга, некую ленту Мебиуса: одно кольцо – это реальное состояние. А другое кольцо является зеркалом, отражающим его в словах, жестах или предметах».

В своей работе «Магические метафоры» Ник Оуэн называет 58 способов применения метафорических историй, приведенных в книге. Среди них есть, например, такой: применение метафор, для того чтобы «перевести активность с уровня бета-волн (сознательные процессы) к альфа-волнам (легкий транс или состояние сна). Альфа – излучение в большей степени подходит для введения информации на более глубоком, подсознательном уровне и для интеграции и закрепления уже предъявленного материала».



- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности