Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

МОДЕЛИРУЮЩАЯ МЕТАФОРА И ЕЁ РОЛЬ НА УРОКЕ

(окончание)

Валерия Новикова,
учитель русского языка и литературы
г. Иваново

 

«Моделирующая метафора и её роль на уроке» - инновационная технология, направленная на развитие творческих способностей детей, проводилась с позиций деятельностного подхода к культуре с опорой на философскую и культурологическую традицию. На взгляд автора, краеугольным камнем культуры является коммуникация, которую, в свою очередь можно рассматривать как один из видов деятельности, поэтому культура понимается как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. Эти программы выступают условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её проявлениях.

Всякая программа предполагает некоторую знаковую систему и некоторый код – обозначение, разделяемый всеми участниками процесса. Кодом является единая система записи, хранения и передачи информации. Культурные коды предназначены для кодирования культурных смыслов, являющихся информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием культурных объектов.

Научная новизна заключается в следующем:

  • выполнено моделирование учебной ситуации при помощи метафорического текста, предложена схема – модель учебного процесса, посредством которой достигается главная задача урока;
  • определен выход на новую педагогическую технологию;
  • сформулирована типология метафор и их определена их роль при организации учебной ситуации;
  • аргументирована правомерность рассмотрения метафоры в качестве кода культуры;
  • выполнено формирование модальных уровней (карта пути);
  • определено место метафоры во время учебного процесса;
  • распределены функции метафор, способствующие развитию свойства;
  • определена аппликативность метафорического вкрапления, вызывающего эмоции удивления, способствующая пониманию, ведущего к изменению личностного ориентира.

Автор надеется, что предлагаемая вниманию работа внесёт свою лепту в разработку очень актуальных на сегодняшний день проблем из сферы методик развития человека и познания через выбор. Материалы работы могут быть использованы при разработке отдельных уроков развития ученического коллектива. Метафора – принцип связи всех элементов реальности в единую картину. При этом построение целостной картины мира осуществляется за счёт механизма переноса символа и уподобления образа, то есть символы – словарь культурного смысла.

В культуре метафора выступает в качестве механизма, обеспечивающего построение целостного образа мира, выполняя функцию «настройки сознания», способствует «готовности к восприятию», «готовности увидеть». Она также принимает участие в трансляции уже имеющегося опыта и создании нового, побуждает к открытию своей Вселенной. Являясь одним из кодов культуры, метафора выполнят функцию единой системы записи и передачи наиболее существенной информации.

Культура – это развитие и осознавание развития. Только «одухотворённая мысль» способна воспитывать, учить и преображать человека. На это способна лишь душа человека. Душа живёт осознанными законами культурной мысли. Мир познаваем, поэтому интерес к феномену культуры не затухает, наоборот, пытаясь разобраться, человек постигает новое, что связано с творческой самореализацией. В завершении отмечу, что культура – это работа над совершенствованием и упорядочиванием всего того, что окружает человека, то есть гармонизация всего, приведение к идеалу. Культура есть то, что заставляет нас разрушать различные технические модернизационные нововведения, несмотря на их полезность и прагматичность. Культура – программа человеческой деятельности, которой необходим коммуникативный выход, предполагающий культурные коды – условия для осуществления деятельности.

Прогнозирование

Предлагаемая работа с метафорами при условии овладения этой технологией и ее грамотного использования на уроке позволит искоренить вопиющие недостатки традиционного школьного обучения предмету, такие, как внеисторическое восприятие художественного текста, непонимание его эстетических законов и семантики художественных образов, поверхностные теоретические представления – недостатки, связанные с тем, что сегодня художественный текст вытеснен из образовательного процесса, подменяемый информацией о нем (в слове учителя, в учебниках и учебных пособиях, в дополнительной научной литературе). Принципы развивающего обучения здесь не декларируются, а осуществляются на деле в школьной реальности.

Эффективность предлагаемой технологии обучения заключается в том, что при ее применении:

  • метафорический текст превращается в материал для обучения, т. е. художественное произведение перестает выполнять роль иллюстрации к слову учителя или автора учебника, а становится главным источником знания;
  • вместо «личной педагогики», воплощающей индивидуальные подходы одаренных профессионалов (коих единицы), предлагается универсальная и в то же время строго ориентированная на конкретный уникальный урок методика работы;
  • уничтожается извечный разрыв между историей литературы, теорией, культурологией и мировой литературой;
  • развитие устной и письменной речи возникает спонтанно в образовательном процессе, благодаря наличию своеобразных тренажёров: образного мышления, восприятия на эмоциональном уровне;
  • находит осуществление завет великих педагогов: обучая, воспитывать, так как в процессе обучения оказывается задействован личный опыт учащегося и достигается тот уровень понимания ситуации, при котором обеспечивается яркость эмоционального впечатления.

С «повестки дня» снимается проблема дисциплины на уроке:

  • образовательный процесс из скучно-назидательного становится творческим и увлекательным;
  • расширяется кругозор учащихся, читательский и мировоззренческий;
  • обогащается лексикон учеников, их активный словарь;
  • наблюдается явный прогресс в развитии речи – и устной, монологической, и письменной: учащиеся демонстрируют все возрастающее год от года умение формулировать, владение научным стилем, нешаблонность мышления, теоретическую подготовленность;
  • участие в разного рода творческих конкурсах, как правило, успешно и подтверждает этот качественный уровень.



На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности