Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

МОДЕЛИРУЮЩАЯ МЕТАФОРА И ЕЁ РОЛЬ НА УРОКЕ

(продолжение)

Валерия Новикова,
учитель русского языка и литературы
г. Иваново

 

Некоторые из вас наверняка испытывали такие же периоды творческого подъёма, которые сопровождались чувством особой душевной организации. И большинство испытавших это состояние относятся к этому как к мистическому, загадочному процессу, который нельзя понять и которым тем более нельзя управлять. Автор надеется, что в изложенном материале вы найдёте приёмы, которые пополнят связку «ключей», открывающих дверь в процесс творчества. Писатели, и в особенности поэты, объясняют эти периоды творческого подъёма посещениями музы. Муза – это мифическое существо, живущее где-то на небесах и являющееся творцам для того, чтобы подсказать блестящие мысли и, в частности, бесподобные рифмы и метафоры. Вот о последних и хотелось бы сказать несколько слов.

Существуют темы, которые просто сопротивляются последовательному изложению. Одна из таких тем – метафора. Суть метафоры настолько необычна для нашего обыденного линейного мышления, что для мыслителя, пытающегося обозреть всю ее сложность и глубину, она представляется клубком идей, отчетливых мыслей и смутных интуиций. Кажется, стоит ухватить за нужную ниточку и клубок начнет распутываться, шаг за шагом мыслитель сможет раскрыть содержание и свойства метафоры… Но нет, клубок запутывается еще больше или потянув за ниточку мы выдергиваем лишь маленький кусочек, теряя все остальное.

Тема, с которой мне довелось работать – роль моделирующей метафоры – выбрана неслучайно. В ХХ веке обострился интерес исследователей к проблемам языка и культуры, а ещё точнее – к тем языковым механизмам, которые помогают обеспечить целостность и преемственность в культуре. Нынешнее время резко отличается от предыдущих эпох тем, что между поколениями потеряны родственные связи, утрачены или теряются традиции, забываются мудрые законы человечности. Кроме того, в неспокойный век, когда стёрты некоторые нравственные категории, подрастающий человек всё активнее применяет к своей жизни отрицательные символы, поскольку это становится нормой. Талант, умение, виртуозность мысли школьниками подчас никак не оценивается, вызывая неудовольствие и ненависть. Ученики, интуитивно понимают, что качество знаний не основа для «века нынешнего», поэтому мыслят словно «в обратную сторону» и отторгают (по крайней мере, в момент урока) самое позитивное – ядро знания и совести. Это инстинкт самосохранения в современном варианте, когда порывы души гасятся ощущениями «хлеба и зрелищ» - концепцией угасания человеческих чувств и культивированием наносных аккордов заурядности. Стереотипное поведение – пример интеллектуального иждивенца, где пошлость, неумелость, нахальство, бессодержательность становятся естественной стихией. Конечно, такое происходит не всегда и не повсеместно, но чем больше времени упущено, тем труднее добавить в мир ребёнка «оригинальную мелочь», порой такую, о которой ученик не знает и не догадывается о её оздоровляющем воздействии. Задача метафорического трудна, так как именно метафора должна разрушить искусственно созданное комфортное коммуникативное поле. Она гарантирует переход на естественные отношения, провоцирует открытие таланта. Там, где нет прямой агитации словом, возникают немотивированные ассоциативные ряды, которые и управляют чистой, но уже «заражённой» душой.

Богат внутренний мир подрастающего человека, и если этот мир украсить метафорическими знаками, то вступающий в жизнь человек всегда найдёт правильный ответ, сделает верный выбор. Таким образом, почти каждый умело спланированный урок, на котором есть место мудрости, даёт возможность обрести новые знания, предполагает открытие себя, себя изменённого, нового, самоактуализированного.

Выбор места метафорического текста на уроке тоже неслучаен. Его место и роль зависит от уровня сложности урока, от потока идей, помогающих развитию учащегося: от сверхпростого (СП) к простому (П), от сложного (С) к сверхсложному (СС), хотя допустимы и варианты.

Начавшийся ещё в середине прошлого столетия бум интереса к развивающему обучению не утихает до сих пор, и поток публикаций на эту тему продолжает расти не только за рубежом, но и у нас в стране.

Однозначно: развитый ученик – творческая личность.

Автор предлагает воздействовать на обучаемого познавательной метафорой. Если метафора раньше выводилась за рамки познавательной функции языка, то теперь она стала неотъемлемой частью исследования в области реконструкции познавательного процесса внутри самых разных форм человеческого мышления, так как все они в итоге своём реализуются в языке через различные механизмы изменения значений. При всём том, одной из важных и самых популярных тем являются такие метафоры, которые структурируют наше мышление и наши действия, побуждают и пробуждают сознательные навыки и закрепляют навыки организационные, помогающие сосредоточению и самореализации в урочное и неурочное время.

Цель подобных обретений – выделить устойчивые метафорические образования в самых разных областях культуры, включая науку, язык, музыку, изобразительное искусство и т.д., изучается роль метафоры в процессах смыслообразования, что помогает лучше понять историю их возникновения и первоначальное значение, смысл метафорического текста.

Однако расширение проблемного поля имеет не только количественный, но и качественный характер: в исследования метафоры вовлекается всё больше и больше областей знания. О метафоре пишут лингвисты, литературоведы, философы, культурологи, психологи, социологи, историки науки, искусствоведы и даже врачи, поэтому метафора превращается в междисциплинарный объект исследований. В связи с этим следует сказать, что размываются границы понятия.

Метафора стала главенствующим тропом, и порой складывается впечатление, что она поглотила все остальные риторические фигуры.

В качестве критериев воздействия была выбрана не только устойчивость, повторяемость, способность выполнять моделирующие функции, но и развивающие особенности, несущие индивиду осмысление опыта «вековой» мудрости. Метафора давно уже перешагнула границы вербального выражения: говорят о грамматической метафоре, визуальной метафоре, метафоре – действии, созданы исследовательские группы по непосредственному изучению и применению метафор, из – за этого ситуация становится ещё более запутанной.

Таким образом, назрела необходимость говорить о «развивающей» метафоре, которая могла бы служить методологической основой для педагогической технологии «нового века».

Осмысление и анализ функций метафоры, умелое использование выбранных фрагментов из текста повествования в качестве иллюстраций на уроках позволяет значительно увеличить творческие способности учеников и повысить эффективность работы учителя, создать ситуацию единичного и множественного выбора, мотива добровольного участия в обсуждении предложенной метафоры (участие в коммуникативном процессе), отстаивания своей позиции.

Автором работы сделана попытка объяснить феномен творческого мышления, что даёт право иначе подойти к самому процессу творчества.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • аргументировать правомерность рассмотрения метафоры как элемента развития ученика на уроке;
  • установить соотношение между образом, символом и метафорой;
  • создать типологию метафор;
  • рассмотреть механизм действия метафоры на каждом уровне урочной деятельности;
  • определить функции метафорического текста.

Управление знаниями на уроке с помощью метафорического текста будет способствовать развитию учеников, если:

  • представляет собой непрерывный процесс, имеющий циклический характер и осуществляющийся в рамках урока, компоненты которого диалектически взаимосвязаны и обусловлены и приобретают содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного курса;
  • система базируется на закономерностях и принципах развития мира и человека в нём;
  • механизм системы управления включает в себя: создание творческой атмосферы; культивирование интереса к метафорическому образу; интеграцию с другими предметами через поисковые задания; перспективность и продуктивных работы в реально действующей обстановке; инициирование новых образовательных технологий.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности