Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

МОДЕЛИРУЮЩАЯ МЕТАФОРА И ЕЁ РОЛЬ НА УРОКЕ

Валерия Новикова,
учитель русского языка и литературы
г. Иваново

Если вы – один из тех, кто занимается творческой деятельностью, и ваша работа отличается высокой продуктивностью, то вы явно используете в процессе деятельности особые способы воздействия на подопечных, а значит эта работа для вас.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей «здоровый аппетит». Самонадеянно? Но ведь это только попытка...

Имеющий ухо, да услышит.
Имеющий глаз, да увидит.
А тот, кто свят, воспримет.



Уважаемый читатель, в моменты, когда вспоминаешь о прошлом и не воодушевлён будущим, ты, конечно же, без суеты и надрыва ищешь ответы на многие вопросы, роящиеся в твоей голове. И я в похожем состоянии думаю о жизни. Должен же быть ответ, иначе зачем всё? Поиски неизбежно приводят меня к озарению: основательно только творчество. Наслаждение и оправдание жизни – предопределять блеск воплощения тканью из невидимых и неощутимых нитей интуиции, опыта, фантазии, то есть всего того, о чём пойдёт речь в данном повествовании. Заранее извиняюсь за «насыщенность», перегруженность работы личными впечатлениями. Это видение автора, его творческий опыт. История этой темы необычна, но стара как мир. Она проста своей заурядностью, содержит некоторые морали, силу воздействия которых автор не смог предотвратить.

И тогда на этом месте
Среди бела дня
С чистого неба
Упал мне под ноги
Мёртвый чёрный голубь...
«Не пиши!» –
Сказал Господь в первый раз.

Но я ослушалась, пытаясь объяснить, что:

Есть только красота.
Пространство, время, смерть, любовь
Сплетаются, даруя красоте предназначенье
Вселять в сердца людей
Шедевры слов и призраки видений.
Она верховный абсолют.
Ничто не может быть так совершенно,
Как красота, хранящая в себе
Любой из символов – от розы до креста.
Я вижу в ней свое предначертанье:
Блеснуть, как вдохновением объятая звезда,
На небосводе черном мирозданья.
Всё рассказать и раствориться в пустоте,
Объемлющей все небосводы и надежды.
Мои слова разрушат чьи – то льды
И сделают кого – то откровенным.
Рис. 4

Откровенным через словесную формулу – знак свыше.

Рис. 5Если бы в мире не было слов, то остались бы знаки, поэтому верно то, что речь пойдёт о словах, символических знаках, красоте воздействия этих магических формул жизни на человека, вступающего на путь развития, познания себя и мира... Вниманию будут предложены метафорические повествования, выполняющие роль катализатора развития. Трудно не согласиться с мыслью о том, что такого рода тексты интересны. Интерес к метафоре (именно оттого, что она есть в таком тексте, текст будет называться метафорическим) огромен. Напомню, что метафора – это «скрытое сравнение». Выражение «фонтан идей» – метафора. Есть развернутые метафоры – это сказки, притчи, анекдоты, коаны Дзэн, евангельские метафоры позволяют на протяжении двух тысячелетий каждому поколению вкладывать в них свой смысл и получать бесценное знание.

Повести и романы, любое литературное произведение является метафорой духовной жизни автора, которая помогает нам пережить некоторый опыт, не отвечая за его последствия. Каждый язык (например, русский) тоже является метафорой развития культуры народа. Коллективный опыт многих поколений нации закрепляется в языке. А если посмотреть еще шире на понятие метафоры через текст Библии, других духовных книг любой религии, то можно увидеть во всем окружающем нас мире метафору Божественного замысла. Угадать в пространственном впечатлении контур метафорического трудно, но возможно и даже интересно.



- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности