Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
«Что такое духовная культура?»

(окончание)

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


К ним относятся высшие достижения человечества в различных сферах человеческой деятельности – материальные и духовные ценности Культуры. Исторические памятники, скульптурные, архитектурные сооружения, предметы культуры прошлого, а также музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения.

В частности:
а)
- ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как:
- памятники архитектуры, искусства или истории (религиозные или светские),
- археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес,
- произведения искусства,
- книги, рукописи,
- другие предметы художественного, исторического или археологического значения,
- научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
б) здания: музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, центры сосредоточения ценностей.

Из духовных ценностей – общее благо, гуманизм (человеколюбие), патриотизм, коллективизм, оптимизм и т. п.

Культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, и Рерих, боровшийся с угодничеством, приспособленчеством, лицемерием, первым заговорил о сохранении их для будущего.
Обратим внимание на толковую страничку (о качествах человека).

Как эти качества характеризуют человека? Зачитайте.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
Словарь С.И. Ожегова, стр. 299

Приспособленчество – (презрительное) человек, который приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.
Словарь С.И. Ожегова, стр. 550

Угодничество – подобострастное стремление угодить (синоним – низкопоклонство).
Словарь С.И. Ожегова, стр. 854

Это негативные качества личности.
Как вы думаете, каково духовное содержание человека с такими качествами? Будут ли ценными такие качества для других людей? Почему?

Выполнение 2 задания

Прочитайте стихотворение поэта Михаила Львова, догадайтесь, какое слово в нем пропущено.

Нет, не права ________ душа,
Собой живя, одной собой дыша,
За той душой богатства – ни гроша.
Ни люди, ни зверье ее не примут –
Не даст житья ее __________ климат.
Ее лучи _________ и нищи.
Причины очерственья не ищи –
Условия... ошибки воспитанья.
Ей нету никакого оправданья.
За ней нет правды, даже небольшой,
И нету права числиться душой.
Ее и с камнем сравнивать не должно.
Из камня все же дом построить можно.

(Ученики могут дать варианты неправильные. Задача учителя – объяснить причину ошибочного суждения). Пропущенное слово – холодный (в разных формах).
О ком говорят «холодная душа»? (О безразличном человеке, эгоистичном, самовлюбленном, никому не нужном.)
Какое богатство за душой подразумевает автор? (Это доброта, чуткость, умение сопереживать, отзывчивость, милое сердце.)
Соберите семантический ряд, который развивает смысл словосочетания холодная душа (Холодная душа – нет богатства – нет житья – очерствение.)
Назовите причины очерствения. («Условия... ошибки воспитанья») Рассуждения учащихся.
Какими морфологическими средствами выражена идея «неправильности» существования холодной души? (Все стихотворение пронизано отрицаниями – с первого слова-предложения; далее следуют отрицательные частицы, союз ни – ни, отрицательные глагольные формы нет, «нету»).

Д.С. ЛихачевПротив «холодных и бездушных» обращают свои слова мастера поэтического и прозаического слова, заставляя задуматься о себе и своей жизни. Академик Д.С. Лихачёв в своих философских размышлениях «Письма о добром и прекрасном», адресованных молодому поколению, учил и учился у своего опыта (на выставке книга Д. С. Лихачёва «Письма…»)

Прочитаем коллаж из писем Дмитрия Сергеевича.

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно.

Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет человек... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое.

Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом обладает памятью. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.

Задание: сформулируйте задание к данному произведению; какие вопросы, проблемы в нем затронуты? (Проверка на уроке).

Учитель заканчивает урок словами:

Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.

Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений человеческих, но сад этот требует ухода: заботливо поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам беспрепятственно разрастаться. Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании. При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду.

Продолжение работы дома.
Предлагаемые темы сочинений:
1. «Лишь духовными ценностями живо человечество».
2. «Почему нужно защищать культурные ценности?»
3. «Человек, будь человечнее!

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности