Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
«Что такое духовная культура?»

(продолжение)

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


Н.К. Рериха тоже волновали эти темы.

Сообщение о Н. К. Рерихе
(1-й ученик)

Н.К. РерихВ переводе со скандинавского фамилия Рерих означает «богатый славой». По семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров. Другие были политиками, военачальниками, среди них был даже шведский офицер, сражавшийся против Петра Великого в период русско-шведской кампании. Впоследствии его потомки, исповедовавшие лютеранскую веру, обосновались на северо-западе России.

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге, на Васильевском острове. Предки Н.К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции. В 1893 г. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского археологического общества изучает древние летописи, грамоты, рисунки. Н.К. Рерих отправляется в археологические экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903-1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых истории Руси. В 1906 г. Н.К. Рерих возглавил Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение. Интерес к жизни древних славян, к истокам Руси органично соединился с интересом к Востоку – колыбели человеческой цивилизации.

Рерих и Ивановская земля
(2-й ученик)

В 1897 году за картину "Гонец" на тему древней истории Н. Рериху было присуждено звание художника. Вскоре он отправляется в путешествие по древнему великому водному пути "из варяг в греки", которое дает ему массу впечатлений, необходимых в творческой работе. Молодой художник совершает в 1903-1904 годах, вместе с женой, не менее интересное путешествие по старинным русским городам.

"Какие это славные места! – восторженно писал Николай Константинович в дневнике путешествия. – Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи". Н.К. Рерих в 1903 году посетил не только Суздаль, но и глубинку, где нашел кусочки старины. Художник побывал в селах Торки и Шекшово Суздальского уезда.

Шекшово. Храм
Рерих и Ивановский край
Место бывшего села Торки
Шекшово. Храм Св. Троицы.
Фото нач. ХХ века
Место бывшего села Торки

"В том же Шокшове меня поразила церковь чистотою своих форм: совершенный XVII век. – писал Н.К. Рерих. – Между тем узнаю, что только недавно справляли ее столетие. Удивляюсь и нахожу разгадку. Оказывается, церковь строили крестьяне всем миром и нарочно хотели строить под старину. Сохраняется и приятная окраска церкви, белая с охрой, как на храмах Романова-Борисоглебска".

Совершая паломничество по градам и весям русским, художник живо интересовался и старинными сказаниями, легендами, обрядами, предметами быта, одеждой и нарядами. Все служило для Рериха источником вдохновения, творчества, обогащало его духовно. Он и живописец, и этнограф, и поэт, и археолог, и театральный декоратор…

Изъездив, исходив Русь вдоль и поперек, он после революции (через Европу, затем Америку) отправился на Восток изучать индийскую культуру. Но и с гималайских вершин он продолжал видеть неповторимую "синеву далей" России, красоту ее городов, величие русского народа, языка… "Любите Родину. Любите Народ Русский", - завещал "всем, всем" Николай Рерих. "Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… Запечатлевайте чудесные обломки для будущих зданий жизни", - так говорил в начале века выдающийся русский художник и путешественник Николай Константинович Рерих.

О картинах Рериха
(3-й ученик)

РерихОдна из центральных тем творчества – любовь к родной земле. Сам он говорил: «...Учась у природы упорству, несмотря на все недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».

Художник создаёт большое количество живописных и литературных произведений на восточные сюжеты, заимствованные в основном из индийской мифологии. «Учение Шамбалы, - пишет Н.К. Рерих, - чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев».

РерихГлавная ошибка – упрощённое понимание Шамбалы, поиск точного места на географической карте. Путь в Шамбалу – это путь сознания. Вместе с женой основывают Институт гималайских исследований «Урусвати».

Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности А. Эйнштейна, Н.И. Вавилова прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной. Свойство, отличавшее этого великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч.

Его картины полны волшебства. Его природа видит и слышит, трава шепчет, деревья кажутся заколдованными великанами. Настоящим открытием стала архитектура гор, вросших, словно кристаллы, в самых неприступных местах. Это древние храмы, высеченные в скалах!

«Сознание красоты спасёт мир» - девиз, который Рерих пронёс через жизнь.

Продолжение учителя

Н.К. Рерих – выдающаяся личность, борец за охрану культурных сокровищ.

Пакт Рериха15 апреля 2005 года прогрессивное человечество отмечало юбилейную дату: 70 лет со дня знаменательного события – подписания Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира (Пакта Рериха).

Символом движения по защите культурных ценностей человечества было принято Знамя Мира, которое также является Знаменем (Знаком) Культуры. «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, – прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество ... знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных».

Это белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.

Знак культурных ценностейПроект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на различных языках и получил всемирную известность. Но вскоре предложенный Рерихом знак был заменен другим.

Этот знак представляет собой заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цветов. Это особый отличительный знака для культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вот и сегодня наш урок защищён этим знаком.
Почему?
Что же относится к культурным ценностям?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности