Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
«Что такое духовная культура?»

(продолжение)

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


Ф.М. ДостоевскийЗапишите ещё одно высказывание человека, которого больше всего любил и ценил Васнецов, творчество которого нам ещё предстоит открыть (портрет Ф.М. Достоевского).
По словам Достоевского, человек – целый мир, отражающий состояние душевной чистоты. Разберём это предложение синтаксически.

беда – радость

цена человека

мир души

состояние

роль для жизни

духовная культура






Как вы понимаете данное высказывание?
Итак, человек – это целый мир. Каждый человек уникален и неповторим. И каждый должен осознавать, что он – единственный, особенный, значащий. Достоевский высоко ценил духовное начало в человеке, то есть мир души.

А что есть мир души? (Учитель обращет внимание на выставку рисунков)
Ответы учащихся.
Каждый человек по – своему относится к миру, его окружающему. И любой из нас не должен остаться равнодушным, читая художественные произведения или слушая классическую музыку. Мир души должен обогащаться впечатлениями. У души человека, как вы мне сказали, есть потребность, необходимость в новых впечатлениях.

Прослушивание «Лунной сонаты» Бетховена (1 часть).

История создания "Лунной сонаты"

14 соната (до - диез минор) История возникновения "Лунной сонаты" ярка и интересна. Бетховен назвал ее "Соната в духе фантазии". А название "Лунная", уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она – воспитанная в аристократической семье – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа. "Лунная соната" и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: "Посвящается графине Джульетте Гвичарди". Соната впервые прозвучала в 1802 году.

Во время исполнения музыкального произведения звучит высказывание Василия Александровича Сухомлинского о красоте (учитель читает под музыку).

Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

(Небольшая пауза)

Не правда ли есть что-то завораживающее, волшебное в этих звуках? Хочется мечтать, радоваться, благодарить природу за то, что она дала человеку возможность чувствовать, сопереживать, обогащать внутренний мир, наполняя его красочным содержанием, духовным содержанием, дополняя культурный опыт. Все мы должны быть сопричастны к миру прекрасного, потому что так человек приобщается к культуре.

Что же такое «культура»? (работаем с понятием по толковой страничке)

Культура
1) совокупность достижений человечества;
2) культурность;
3) разведение растения;
4) разводимое растение;
5) высокий уровень чего-либо.

Словарь С.И. Ожегова, стр. 286

Какое из толкований определяет развитие?
Почему не культурность?

Культурность - нормы поведения культурного человека.
Этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других.

Так что же отличает культурного человека от человека, который считает себя «культурным»?

– цивилизованность и образованность,
– интеллигентность и ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,
– любовь к Природе и Родине,
– признательность и умение быть благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца...

Человеком высокой культуры был Николай Константинович Рерих. Духовность этого человека уникальна.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Словарь С.И. Ожегова, стр. 185

Духовность проявляется целым рядом человеческих качеств: любовь к ближнему и всему миру, забота об общем благе, стремление к прекрасному, человечность, сострадание, терпимость (религиозная, идеологическая и т. п.), великодушие, бескорыстие, дружелюбие, самоотверженность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, мужество в трудных жизненных ситуациях, самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п.
Назовите слово – антоним данному.

Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Имеет явные признаки: злобность, бесчеловечность, зависть, жестокость, ненависть, корыстолюбие, идеологическая и религиозная нетерпимость, властолюбие, лицемерие, ложь, насилие, предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.
Выберите из перечисленных качеств то, о котором вы хотели бы узнать больше (на маленьких выданных листочках учащиеся прописывают их для дальнейших бесед).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности