Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Методические разработки уроков

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
«Что такое духовная культура?»

(продолжение)

В. Новикова,
учитель русского языка и литературы


Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова? (Человек.)
Какое качество писатель считает самым важным в человеке? (Забота о других.)
Как вы понимаете выражение потребность души? (Потребность – необходимость, часть души.)

Вернёмся к эпиграфу. Не поразило ли вас ещё что-то в словах народной мудрости?
Словосочетание – цена человека (Каким типом связи образовано данное словосочетание?)

Цена
1) денежное выражение стоимости товара;
2) затрата, жертва (ценою потерь);
3) роль, значение (цена дружбы).
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 905]

А можно ли измерить цену человека? Каким образом человек приобретает ценность?

Послушайте притчу, а, по мере прочтения её, я буду прерывать чтение и задавать вопросы.

Жил-был один человек, ну, очень странный.

Каких людей называют «странными»? Что может вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите «странный»?

Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. [Словарь С.И. Ожегова, стр. 798].

Когда-то шел он по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так находка! Что с ним делать-то?

Постараемся ответить на вопрос: что с ним делать-то. Если бы это случилось с вами...

Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь.

На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что камень утащат?

Но никто не откликнулся.

Почему никто не откликнулся? Внимательно прослушайте, как эту ситуацию объясняет притча.

Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет.
Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат.

Растолкуйте пояснение. Какие типы людей представлены в притче?

1 - собирает стекляшки

мир через очки (слепые)

видящие

2 - глядит в небо

ожидающие

прогрессивные

3 - не верят

неверящие

верящие

4 - быстро идут, не слышат

неслышащие (глухие)

слышащие

Заменим слова из притчи синонимичными понятиями. Рядом запишем противоположные качества.

Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит».

Поговорим про этих, оставшихся героев притчи.
Герой странник. Странник. Странник?!
Странный герой? Что вы о нём узнали нового?

К какому бы типу людей вы отнесли странного и странника?

Для странного человека главной ценностью стали материальные блага.
Золотой слиток выявил его качества.
Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться своим сокровищем, но почему же странник ответил ему: «Главное для человека в другом»?

Как вы думаете, о чём не сказал странник странному человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной притчи?

Варианты ответов:
Не всё то золото, что блестит.

Какой же должен быть человек? Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из домашнего задания. (Учащиеся зачитывают выписанные высказывания).
Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно выбрано?

Завершите мысль в «условной» таблице.
Цена человека определяется не количеством золота, а ... . (Записываем в «условную» таблицу итог – вывод о «цене»).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности