Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

СИНТАКСИС... ЭТО ИНТЕРЕСНО!

(обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»)

Урок-практикум в 8 классе

(продолжение)

С.А. Визитиу, учитель русского языка и литературы
МОУ Бутурлиновская С0Ш № 1
г. Бутурлиновка

Учитель: Ребята, на столах у каждой группы лежат стихотворные тексты. Задание: графически обозначить второстепенные члены предложения. Прочитайте, пожалуйста, тексты.

1 группа:

Над плотным стареющим тыном
Всю ночь – от зари до зари
Багряные гроздья рябины
Качаются, как снегири.

(Б. Костров)

2 группа:

Октябрь шагал,
Дожди частили,
и мне представилось с земли,
Что, улетая из России,
Роняют слезы журавли.

(А. Богданович)

3 группа:

Суровой осени печален поздний вид,
Но посреди ночного небосвода
Она горит, твоя звезда, природа.
И вместе с ней душа моя горит.

(Н. Заболоцкий)

- Скажите, какой темой объединены эти стихи?
- Какова их главная мысль?
(Тема осени, главная мысль - великолепие, красочность осени и грусть, сопровождающая её.)

Учитель: Я думаю, что интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложения.

Запишите 1-е предложение:
1. Осенью птицы улетают на юг.
Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа («Осень»).
2. Осенний морозец разрумянил щеки.
Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»).
3. Кисти винограда свисают до земли.
Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения («кисти»).
4. Рябины украшают наши леса.
Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже («рябины»).

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения.

Учитель: Я думаю, что вам также интересно будет узнать, каким членом предложения может быть неопределённая форма глагола. Выясним это.

Схема

Учитель: А сейчас у нас дифференцированная самостоятельная работа с текстом по группам (тексты на столах).

1 группа работает с текстом, читает задание: Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».

В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож.., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки. ...Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по)осенн...му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.

2 группа пишет сочинение-миниатюру по репродукциям картин художников и иллюстрации с осенними пейзажами (например, И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский « Летний сад осенью» и др.) на тему: «Обожаю это время года! // Праздник золота и багреца» (А. Барто) - о том, что вы увидели на картине. Или представьте, что картина ожила и вы очутились в лесу, на поляне; свои наблюдения над природой отразите в миниатюре.

3 группа работает с текстом, читает задание:
Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все второстепенные члены, укажите их вид (прямое или косвенное дополнение, согласованное или несогласованное определение, значение обстоятельства).

Желание полюбоваться красками осени привело меня в парк. Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника как коробейники на ярмарке развесили напоказ весь свой товар - крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы отливая золотом и бронзой украшают своими листьями близкие если словно примеряя им новогодний наряд.

Оформите всё (тесты и выполненные задания по текстам) на двойных листах, и консультанты потом соберут.

II. Итоги урока

Итак, что мы сегодня повторили на уроке о второстепенных членах предложения?

III. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Повторить тему, подготовиться к диктанту.
Вопросы для повторения: с. 84 учебника. «Русский язык», 8 кл. (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л.А. Чешко).

Библиография:
1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8 класс. Любое издание.
2. Русский язык. - №29. - 2001. - Издательский дом «Первое сентября».
3. Сборники стихотворений А.С. Пушкина, Н. Заболоцкого, Н. Грекова и др. Любое издание.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности