Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

7. В соответствии с задачами развития познавательных универсальных учебных действий слово следует предъявлять как единицу семантической системы, реализующую свое значение в различных связях с другими словами: отношениях противопоставления, сходства, вида и рода, целого и части, подобия и т. д., т. е. обнаруживая синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, гипонимы, гиперонимы, холонимы, меронимы, фразеологизмы, тропы… Опыт такого описания лексики представлен в Викисловаре и обладает богатыми дидактическими возможностями, обнаруживая на уровне слова целый набор логических УУД. Также целям усвоения такой логической операции служит усвоение лексем со значением причины. Это вопросы: почему? на каком основании? отчего? почему? по какой причине? Наречия: почему, отчего, потому, поэтому. Словоформы, включающие имена отвлеченные и предлоги: непроизводные - из, от, с, по, из-за; производные – по причине, вследствие, в связи, в результате, согласно, благодаря, вопреки; союзы: ибо, вследствие того что, в силу того что, потому что, так как; оттого что, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. Следствие выявляют вопрос что из этого следует? и союз так что. Умение задать вопрос формируется уже в начальной школе и должно быть продолжено при переходе в основную, совершенствуясь за счет усвоения семантики и значения вопросительных слов. Вообще, учащиеся должны усвоить девиз «Вопрос – ключ к загадкам Вселенной!»

8. На уроках русского языка широко используется такой вид УУД как модель. С.И. Львова описала технологию словообразовательных моделей, она представлена в учебниках, созданных при ее участии, и дает хорошие результаты при изучении словообразования. Модели как обобщенные образы языковых единиц используются при изучении также фонетики, морфологии и синтаксиса. Следует вспомнить и рекомендации профессора Л.П. Федоренко, описавшую систему упражнений с использованием графических моделей при изучении многих разделов курса русского языка, в том числе орфографии и пунктуации. Это хорошо известные графические диктанты, когда вместо слова, словосочетания или предложения записывается его графическая модель22. Развивают УУД и упражнения, основанные на действиях, обратных предыдущим: по заданным моделям конструируются слова, словообразовательные цепочки, словосочетания, предложения. Особую актуальность приобретают в связи с изложенным в пунктах 1 – 8 второй части нашей работы обучение чтению таблиц, схем, графиков, моделей, легенд карт и диаграмм, атрибуция изобразительно-иллюстративного материала. Требуется также подготовка словарей к использованию учащимися на уроке – структурирование корпуса словаря при помощи стикеров, этикеток с указанием алфавита, создание памяток и моделей словарной статьи, словарных знаков и способов сокращений слов и словосочетаний. Например, как в «Издательском словаре».

Говоря о среде обучения, следует помнить, что к ней предъявляются требования рациональности и достаточности. Среди учебных принадлежностей почетное место должны занять на каждом уроке простой карандаш, линейка и резинка, тетради для черновых записей. В условиях бесплатного пользования учебниками они отчасти могут компенсировать работу на уроке с текстами – маркировки слов, выделения главного и т. д. В черновой тетради учащиеся фиксируют ошибки, неточности, оговорки, записывают возникшие на уроке вопросы к учителю и одноклассникам, собирают материалы для рецензирования ответов, делают наброски схем и моделей и т. д.

Среда урока организуется таким образом, чтобы учащиеся имели возможность сравнивать изложение учебного материала учителем и его представления в учебнике или другом информационном источнике. В качестве домашней работы следует предлагать упражнения выполненные в карандаше в классе. На первый взгляд, предложенное нами в о второй части трудоемко и затратно для воплощения в жизнь, требует дополнительных материальных, временных и профессиональных ресурсов. Однако они могут быть значительно уменьшены, если привлечь к сотрудничеству учителей, учащихся и их законных представителей, а также коллег и рационально организовать рабочее время и рабочее место учителя. Подводя итог сказанному, подчеркнем еще раз: опыт и научно-методических исследований, и практики обучения и воспитания, запечатленный в статьях, монографиях и, что особенно важно, в учебниках и изданных дидактических материалах последних лет, напрямую перекликается с требованиями ФГОС второго поколения. Вместе с тем он нуждается в осмыслении именно как инструментария его реализации. Анализ образовательной среды, средств и условий образования в рамках концепции стандартов второго поколения - путь к совершенствованию системы образования и обеспечению его высокого уровня, показателями которой является становление и развитие надпредметной, метапредметной компетентности, преодоление функциональной неграмотности. Изложенное нами не исчерпывает всего богатства методических идей и находок, использованию которых дает зеленый свет ФГОС. Задача школьных методических объединений – создать условия для их оптимального использования в учебном процессе.

 

 


22 Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1979, с.175 -178 –Справка V.Моделирование, с. 191 – Графический диктант, с. 194 – 195 – Справка X. Грамматическое конструирование как метод обучения.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности