Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

Предполагается, что за материалом для статьи для указателя или словаря могут обращаться как к материалам учебников по литературе, истории, географии, биологии, математики и др., так и отраслевым и энциклопедическим словарям типа «Юный математик», «Энциклопедии для детей» издательского объединения «Аванта+», а также к виртуальным словарям сети Интернет и словарям и справочникам на электронных носителях.

Проиллюстрируем это положение примерами из собственного опыта. Так выглядит фрагмент «Именного указателя к учебнику русского языка для 9 класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта» (Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов,; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006). См. иллюстрация № 2.

Как видно из таблицы, ее составление стимулирует обращение к другим учебным курсам и источникам информации. Форма указателя, заданная в строке оглавления таблицы, служит клише, заполняется на каждом уроке и оценивается. В случае повторения имен уже установленная информация воспроизводится устно по тексту указателя или по памяти.

6. В свете становления метапредметных компетенций и развития универсальных учебных действий работа со словарями, имеющая в школе плодотворную традицию, требует переосмысления и иной, чем в 70-90 годы, расстановки акцентов. Дело в том, что не прерывающиеся с 30-х прошлого века декларации об огромной роли словарей в воспитании и обучении сегодня уже не дают тех ожидаемых результатов. В первой четверти прошлого учебного года ни один пятиклассник не смог прочитать словарную статью орфографического словаря (не перечень слов) и понять содержание словарной статьи толкового словаря из учебника. . Более того, что около 60% опрошенных учащихся 6-11 классов ГБОУ № 182 испытывают неудовлетворенность при обращении к лингвистическим словарям на бумажных носителях. Поиск информации по словарю замедляет темп урока, не дает моментального результата, так как требует обращения не только к основному корпусу, словарным статьям, но и к его вспомогательному аппарату: системе помет, сокращений, индексов, вступительной статье, объясняющей назначение словаря, его структуры, особенности подачи материала. Снижает эффективность поиска также:

- незнание алфавита и объема словника на каждую букву;
- неумение определить заголовочное слово словарной статьи;
- несформированность навыка чтения словарной статьи и извлечения из нее нужных сведений;
- некорректность лексикографического запроса (не тот словарь или справочник) или неспособность опознать условия его предъявления (не видят, когда нужно обратиться к справочной информации).

Существующие элективные курсы, рассматривающие эту проблематику, решают ее только отчасти, а рабочие программы уделяют этой проблеме явно недостаточно времени. Разработчики ФГОС второго поколения видят решение в формировании навыков рационального чтения, в воспитании квалифицированного читателя, владеющего всеми видами чтения, в использовании электронных версий словарей, дающий моментальный ответ на запрос. Следовательно, в рабочих программах должны быть предусмотрены уроки по работе с электронными носителями информации и формированию лексикографической и информационной компетенций. С пятого по одиннадцатый классы требуется не менее 40 академически часов на эти цели. Остаются актуальными рекомендации И.В. Галлингер уроков регулирования и коррекции умений и навыков пользования словарями и справочниками.

Для формирования устойчивых мотивов включения учащимися словарей и справочников в свое познательное поле следует планировать работу с разными типами одноаспектных лингвистических словарей, хотя существуют и многоаспектные21, использовать разнообразные упражнения. Эффективны упражнения по перекодированию словарной информации, например:

- озвучь словарную статью орфографического словаря;
- запиши в алфавитном порядке слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами и переведи на изучаемый иностранный язык;
- обратись для толкования, выясни лексико-семантические отношения, этимологию, нормативное произношение, выяви морфемную структуру или словообразовательные связи, грамматические признаки и укажи индекс словаря и стр., на которой нашел информацию.

Как правило, вызывают интерес у учащихся и такие виды работы:

- распредели словарные статьи по словарям;
- восстанови деформированную словарную статью;
- составь кроссворд со словами, например, ЗСП (по УМК М.М. Разумовской и П.А. Леканта);
- напиши словарную статью для словаря заданного типа (толкового, словообразовательного, орфоэпического и т. п.).

Широкие возможности раскрываются для исследовательской и проектной деятельности учащихся. Назовем нестандартные темы учебных проектов:

Словарь одного стихотворения (автора и название учащиеся могут выбрать сами). Например, в 6 классе: «Словарь стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»)». Чем младше учащиеся, тем короче стихотворение.
Язык интернет-общения.
Словарь ошибок Интернета.
Русская кулинарная лексика и ее происхождение.
Язык современной моды.
Словарь русской одежды.
Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе.
Фамилии учеников ГОУ № 182 Санкт-Петербурга.
Собственные имена города Санкт-Петербурга (топонимы, гидронимы).
Современные русские семейные имена и прозвища.
Ассоциативный словарь школьника.
Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка (на примере речи учащихся ГБОУ № 182 ).
Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Словари и справочники в информационном поле ГБОУ № 182.
Ученик NN как языковая личность

и др.

Сформированность навыка работы со словарями и справочниками оценивается как отдельный вид деятельности по критериям, согласованным учителями и учащимися. Повысить статус словарей и справочников в школе могут контрольные и проверочные работы по другим темам рабочей программы с самопроверкой по словарю или другому источнику информации. Можно ожидать положительный эффект от выставления третьей оценки за творческие работы, если они сопровождаются точным указанием на источник эталонной формы (написания) – словарь, справочник (индекс), год издания, стр.

 


21 Например: Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. / Под ред. А.Н. Тихонова. – М.: ТОО «Словари», 1995. – Около 26 тысяч слов.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности