Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

5. Работа над резюме один из многих приемов, обостряющих внимание к тексту и позволяющих полнее и глубже усваивать содержащуюся в ней информацию. Стандарт актуализирует использование, например, таких:

- переформулируйте название текста, параграфа, подберите заголовок, выберите соответствующий содержанию;
- структурируйте текст в соответствии с целевой установкой (выделение главного, существенного, устранение избыточной информации, конкретизация и т. д.);
- подберите эпиграф (пословицу, поговорку, крылатые слова, высказывание великого человека и т. д.);
- представьте текст в виде схемы, таблицы, диаграммы, рисунка, формулы, языковой или цифровой модели, кроссворда, придумайте условные обозначения;
- создайте справочный аппарат к тексту: глоссарий, различные указатели, комментарии, ссылки, толкование отдельных слов;
- подготовьте на основе исходного вторичные тексты: план, конспект, реферат, аннотацию, рецензию, сценарий и т. д.;
- создайте диалог с текстом в виде вопросно-ответной формы изложения;
- разработайте систему заданий и упражнений к тексту, составьте вопросник;
- выберите фрагмент текста для смыслового анализа;
- подберите тексты для иллюстрации или аргументации тех или иных теоретических положений и т. п.

Эти приемы описаны методикой и широко используются в школе.

Интересным с познавательной точки зрения является прием расширения текста учебника, развертывание его в гипертекст. Этот прием включает, прежде всего, познавательные УУД и состоит в восполнении, совершенствовании справочного аппарата учебника. По своему характеру задания по созданию или уточнению, подведению справочного аппарата учебника или хрестоматии под личностные запросы учащихся являются поисковыми. Предметом исследования становится собственный учебник или художественный текст, моделируемые как издания энциклопедического характера, составной частью которых являются вспомогательные указатели.

Как известно, структура книг и пособий для учебных целей определяется теорией учебника, а ее реализация зависит от политики издательств. В соответствии с требованиями ГОСТ учебная и справочная литература должна содержать вспомогательные указатели. Издательский словарь (см. ссылку 19) определяет указатель как один «из элементов справочного аппарата издания, путеводитель главным образом по тексту, а также другим материалам издания». Тексты указателей относятся к официально-деловому стилю, отличаются точностью отбора фактов, безэмоциональностью, стандартизованностью и краткостью. В «Яндекс.Словари - Издательский словарь. — 2003» приводится перечень вспомогательных указателей. Например, по объектам поиска выделяются следующие виды: «а) предметные; б) тематические; в) ключевых слов; г) именные (лиц, персонажей, мифологических существ); д) названий (географических, учреждений, предприятий, организаций, растений, животных, заглавий изданий и произведений, заглавий серий и т. д.); е) нетекстовых элементов книг (иллюстраций, таблиц, диаграмм и т. п.); ж) выделяемых элементов текста (документов, цитат, аббревиатур, символов, формул и т. д.); з) примечаний особого вида, не выделенных из общей массы примечаний (напр., лингвистические, текстологические); и) произведений в сборниках (по жанрам, темам, др. особенностям)» (См. ссылку 9).

Далеко не все виды указателей представлены в современных учебниках и это дает основание для проведения на уроках упражнений по составлению статей для справочного аппарата учебника и самих указателей. Формированию УУД будут способствовать такие, например, задания:

Составьте указатели к учебнику русского языка:

- указатель понятий и терминов;
- именной указатель (авторов текстов – писателей, поэтов, публицистов, ученых, чьи тексты, предложения используются в учебнике);
- указатель названий литературных произведений и других источников информации;
- указатель цитат, крылатых выражений, пословиц, поговорок, фразеологических единиц;
- указатель топонимов, гидронимов, других наименований объектов внешнего мира; указатели слов, образованных различными способами (например: приставочно-суффиксальным и т. п.);
- указатели лексики определенного типа (заимствованной из греческого языка, латинского, английского и т. д.);
- указатель сокращений, принятых в учебнике;
- указатель определенных упражнений (например, ЗСП в УМК под М.М. Разумовской) и т. д.

Такого рода задания, а их количество зависит оп оформления конкретного УМК по любому предмету, выполненные на бланках и помещенные в конце учебника, помимо привлечения внимании к текстам, на уроках русского языка задействуют и экстралингвистический потенциал учебника, включают механизмы межпредметной интеграции.

Одни из этих заданий могут быть обязательными для всех, другие обязательными по выбору, третьи – факультативными. Однако все они при умелой организации могут стать началом учебной исследовательской деятельности, имеющей непосредственное отношение к формированию метапредметной компетенции.

На наш взгляд, такая работа, включенная в систему развития УУД, будет способствовать усвоению программы. Материал различного рода указателей, собранный учащимися самостоятельно или под руководством учителя, структурируется по определенным основания и помещается в конце учебника или в конце года в кейс. Это приучит учащихся обращаться и к справочному аппарату учебника, и к справочной литературе разного назначения: лингвистическими словарями и справочниками, отраслевыми энциклопедиям, в том числе и на электронных носителях.

Например, можно предложить составить указатель слов из упражнений учебника с пропуском буквы «а» в непроверяемых и труднопроверяемых словах. Постоянное пополнение списка таких слов позволит предупредить ошибки в домашней работе и при выполнении контрольных работ. Задания по созданию вспомогательных указателей могут стать темами проектов, имеющими социальную направленность.

Система работы над составлением именных указателей расширит кругозор учащихся, позволит увидеть, какие тексты и каких писателей считаются эталонными, познакомит с авторами, чьи произведения не входят в обязательный перечень, укажет на связи курса русского языка с литературой и другими предметами, стимулирует исследовательскую и проектную деятельность Главное условие – самостоятельный поиск информации, создание статьи на ее основе и регулярный отчет о ходе работы каждого ученика.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности