Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

4. Работа с учебно-научным текстом учебника. Просмотровое чтение всего параграфа или его части, если параграф изучается на нескольких уроках. Маркирование ключевых слов, уточнение типов текста, составляющих гипертекст:

- текст-информатор;
- текст-тренажер (упражнение, задача);
- текс-собеседник (тексты с морально-этической проблематикой);
- текст-размышление (объяснительно-иллюстративный);
- текст-художественный образ (эмоционально-оценочный);
- комплексный текст (тексты упражнений по русскому языку, составленные из предложений разных стилей речи).

5. Составление резюме параграфа, раздела, назначение которого – сфокусировать внимание на целях изучения темы.

Следует заметить, в курсе русского языка понятие «резюме» рассматривается преимущественно в значении «жанр деловой переписки, одно из самых средств саморекламы, самомаркетинга на рынке труда»18. В данном случае «резюме – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо»19.

На этом используются различные способы выделения информации – ключевых слов, словосочетаний, определяется назначение текста и сжато передается его содержание. При этом целесообразно прибегнуть к канцелярским цветным маркерам и выделителям, кратким комментариям и подчеркиванию, использованию различных условных обозначений или буквенных и цифровых индексах. Конечно, если учебник является собственностью ученика, а не получен в библиотеке. С.И.Львова предлагает с этой целью использовать файлы, которые надеваются на страницу книги и на которых отражается работа учащихся с текстом.

Нам представляется более эффективным другое решение этой проблемы. К страницам учебника степлером прикрепляется специальный бланк резюме, который после заполнения помещается в кейс ученика, что позволит неоднократно обращаться к содержанию бланка. Но при этом, к сожалению, цветные выделители придется заменить простым карандашом, записи которого легко можно удалить резинкой. Бланк резюме представляет собой лист такого же формата, что страница книги, на котором отпечатана форма для заполнения, включающая клише резюме.

Иллюстрация № 1.

Иллюстрация

Записи на бланке сначала учащиеся самостоятельно делают карандашом, затем (после коллективного обсуждения и коррекции) записи выполняются ручкой. «Ключевые слова задания к ДР» - блок гипертекста. Некоторые термины из задания будут прокомментированы в конце урока учителем или самостоятельно учащимися в классе или дома с указанием источника, где можно уточнить значение ключевого слова из домашнего задания.

После завершения работы над темой урока (над параграфом, разделом) бланки перемещаются в кейс учащегося и составляют справочник по предмету. Эта работа контролируется и оценивается.

Правомерно утверждать, что использование бланков резюме способствует формированию универсальных учебных действий и их можно рекомендовать к использованию на других предметах. Для освоения этого вида работы на уроках русского языка показано использование распечатанных текстов не только из действующего учебника по предмету, но и из учебников истории, литературы, географии, математике и др. С совершенствованием навыка создания резюме учебно-научных текстов к 7 классу можно будет отказаться от шаблона, переместив его в кейс учащегося в качестве справочного пособия.

 


18 Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка: тексты издания. 10-11 кл.: учебное пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений / О.А.Мазнева, И.М.Михайлова - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007, с.202.
19 Словарь иностранных слов. – 14 – е изд., испр.. М.: Русский язык, 1987, с. 425. См. также РЕЗЮМЕ (от фр. résumé — краткое изложение) — часть аппарата издания, цель которой — в сжатой форме изложить суть науч. работы и выводы из нее, чтобы читатель мог на этой основе узнать о новом исследовании и решить, нужно ли ему изучать работу целиком. Цит. по Яндекс.Словари - Издательский словарь. — 2003, 03.07.2013.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности