Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

«Разбор» становится примером элементарной исследовательской работы на уроке и дома. Особенно уместно такое упражнение с абстрактной лексикой и словами с общим значением признака (прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные, отвлеченные существительные) или действия (глагол, деепричастие, причастие, отглагольные существительные).

В таком случае алгоритм морфологического анализа приобретает иной смысл – это миниисследование с заранее заданными параметрами (в их качестве выступают грамматические категории – род, число, падеж, склонение, спряжение, вид, возвратность, переходность, наклонение, одушевленность, время и т. д.). В процессе миниисследования проявляется и логическое универсальное действие – подведение под понятие: разряд, форму, строение. Для верификации слова как части речи необходим мысленный эксперимент и обращение к словарям и справочникам.

Следует заметить, что инструкции анализа единиц языка и речи выступают как гипертекст. Многие из понятий, включенных в алгоритмы действий и инструкции, помещаемые в конце учебника или даже на других средствах образования, осваивались на разных этапах школьного образования, и совсем не очевидно, что они не требуют восстановления в памяти или обращения к справочной литературе. Так, например, в основной школе не уделяется достаточно времени на изучение падежей и значение падежных форм, т. к. считается: достаточная информация предъявлена в начальной школе и выработаны прочные навыки определения падежных форм имен существительных и имен прилагательных. Однако это, как показывает практика далеко не так: 30-40% учащихся средней школы допускают ошибки в квалификации падежа. Это же относится к категориям склонения и спряжения.

Учащиеся нередко испытывают затруднения при осуществлении морфологического анализа слова, т. к. не оперируют всей совокупностью понятий, необходимых для правильного выполнения этой задачи. То же относится и к таким видам разбора, как полный синтаксический разбор сложного предложения, лексический, стилистический и др. виды разборов, являющихся именно анализом единиц языка и речи.

Так, используя метаязык УУД, составляя их инвентарь, мы получаем возможность скорректировать и метаязык учебного курса, унифицировать его для всего образовательного пространства. Метаязык стандарта приложим к самым разным этапам урока всех образовательных дисциплин.

Рассматривая учебный материал урока как гипертекст, мы в таком случае используем УУД как эффективные приемы обучения.

4. Работа с текстом – основной дидактической единицей урока – активизирует познавательные способности учащихся, оптимизирует формирование «коммуникативного ядра личности» (В.А. Сидоренков)17. Начинается она, используя терминологию ФГОС, с его декодирования и перекодирования. Стандарты по гуманитарным дисциплинам определяют стратегию обучения восприятию и переработке текстовой информации. В образовательном процессе тексты, как было сказано выше, представлены в разных формах – вербальной, невербальной, как межличностная коммуникация и как среда обучения. Современная дидактика обладает достаточным и эффективным арсеналом приемов, методов и технологий работы с текстами преимущественно в письменной форме. Способность определять цели работы с текстом, извлекать и перерабатывать в соответствии замыслом необходимую информацию, создавать на ее основе вторичные тексты (планы, конспекты, рефераты, аннотации, резюме и т.п.) или оригинальные разных стилей и жанров – важнейшая надпредметная компетенция. Формируется она в процессе обучения таким видам деятельности, как

- чтение – просмотровое, выборочное, изучающее (в литературе называют и другие виды чтения, эти наиболее востребованы в школе);
- аудирование – активное, с полным или частичным пониманием воспринятой на слух информации;
- перекодирование (преобразование) текста – вербального в невербальный (схемы, таблицы, графики, рисунки, символы и т. д.), невербального – в словесный (устной или письменной форме);
- коммуникация – общение с текстом: информационным материалом, учителем, учащимися – цель которого удостовериться в адекватности понимания, в достоверности, точности и полноте восприятия информации;
- создание текстов самостоятельно или под руководством учителя – вторичных (компрессия исходного, распространение, переструктурирование), оригинальных («творческих») с заданными свойствами: описание, повествование, рассуждение; в соответствии с речевой ситуацией и целевыми установками;
- контроль и регулирование воспроизведенных и созданных текстов, совершенствование их формы и содержания.

Самый распространенный текст в школе – учебно-научный, именно из него учащиеся получают информацию, представляющую содержание образования. По своей сути он является гипертекстом. Универсальные учебные действия оптимизируют процессы освоения информации, заключенной в тексте и подлежащей усвоению. Деятельность учителя и учащихся на уроке изучения нового материала может быть организована следующим образом:

1. Предъявление текстов-стимулов, назначение которых пробудить познавательную активность учащихся, вызвать интерес к представленной информации. Это отдельные слова, предложения, аудио- и видеозаписи, репродукции, модели, муляжи, демонстрации экспериментов и т. п. Информативность стимульного материала должна быть избыточной и хаотичной.

2. Организация наблюдения и анализ стимульных текстов с целью определения оснований для классификации, группировки, структурирования. С помощью учителя, догадок учащихся устанавливаются связи и отношения между объектами, представленными в тексте, устанавливаются аналогии, полученная информация соотносится с наличным опытом, оценивается полнота, избыточность стимульного материала, дополняется примерами учащихся.

3. Формулирование проблемы, содержащейся в стимульных текстах, сравнение ее с определением темы урока в учебнике и запись в тетради в форме, одобренной учащимися. Фиксирование стимульного материала в структурированном виде в тетрадях в свернутом виде: таблицы. схемы, модели.

 


17 См. стр. 3.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности