Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт-Петербург

 

II

Условия, способствующие успешному переходу стандарты второго поколения, должны удовлетворять требованиям системности и согласованности потребностей и интересов учащихся, их родителей, учителей, методистов, управленцев, разработчиков примерных предметных программ, образовательных программ и самих стандартов. Они также выполняют функцию запуска информационных, организационных, кадровых, административных, методических и психолого-педагогических ресурсов.

1. Усвоение участниками образовательного процесса метаязыка, продуцируемого стандартами второго поколения, и использование его в межличностной коммуникации.

Учителя, учащиеся должны овладеть и на сознательном уровне пользоваться не только терминологией ФГОС, зафиксированной в глоссарии16. Разработчики стандартов объясняют 103 терминологических словосочетания и понятия. На самом деле словарь, актуализируемый стандартами, гораздо шире и включает слова как из словаря логики, когнитивной психологии, так и из терминологических словарей предметных энциклопедий. Разработчики ФГОС адресуют глоссарий специалистам, ученым и методистам, но без объяснения многих других понятий для учителей и учащихся стандарты останутся вне понятийного поля именно тех, кто является их потребителями. Решение этой проблемы в создании «тезауруса», который можно предъявлять по запросам в виде словарей и справочников. Определить словник таких словарей для учащихся и их родителей, для работников образования, определить их объем - задача методической службы школы. Анализ текстов стандарта и рекомендаций по его реализации позволил выделить еще около 200 слов и выражений, требующих разъяснения. Опыт освоения ФГОС в начальной школе показывает, что в их состав должны входить не только специальные понятия, термины, но и слова и выражения из коммуникации учителя и учащегося на уроке, особенно это важно, если в учебной группе есть билингвы. Приведем ряд оказавшихся востребованными слов и выражений: наблюдаем, анализируем, сравниваем, делаем выводы, находим общее, исключаем избыточное, гипотеза, проблема, формулируем проблему, выдвигаем гипотезу, обоснование, аргумент, группировка, классификация, подводим под понятие, резюмируем, обосновываем, аргументируем и т. д. В справочнике для учащихся следуем сделать акцент на процедуре, алгоритме, обозначенных данными понятиями или выражениями, предлагать инструкции по их осуществлению. Очевидно, что подобными речевыми моделями должен пополниться язык межличностной коммуникации учебного процесса.

Разместить такой справочник можно на сайте школы и в бумажном варианте в ученических кейсах.

2. Организовать новую структуру деятельности школьных МО учителей-предметников. Структура школьных объединений учителей, как правило, отражает структуру школьного учебного плана: МО учителей начальной школы, МО предметной области или цикла – гуманитарного, например, отдельного предмета МО учителей математики, русского языка и литературы и т. д. Задача формирования надпредметной компетенции актуализирует создание МО на других основаниях: межпредметной интеграции – МО учителей 5-х классов, МО учителей полной средней школы и т. д. Содержанием работы МО учителей-предметников класса должна стать помимо, что очевидно, согласования образовательных стратегий по использованию в учебном процессе универсальных учебных действий, осмысление основной дидактической единицы урока–текста, развертывание его в гипертекст. Формирование таких МО даем возможность оптимально использовать ресурсный потенциал разных образовательных областей и опыт преподавателей в реализации стандарта. Следует также сделать доступными для каждого учителя комплект учебников, использующихся в классе, разместив их в школьных кабинетах, для того чтобы обнаруживать гипертекстовые связи в учебно-научных текстах.

МО учителей-предметников, решая задачу формирования и развития универсальных учебных действий, создают банк методических разработок, рекомендаций, того. что принято называть передовым педагогическим опытом. Источником информации, разумеется в первую очередь, являются публикации в научно-методических журналах. Карточки на традиционных и электронных носителях должны акцентировать внимание на назначении библиографической информации.

Например:

1). Коммуникативные УУД – Коротаева Е.В. Обучение, погруженное в в общение / Русский язык в школе, 2/1997, с. 3-7.
Ключевые слова: общение, три стороны общения (информативная, интерактивная, рецептивная), учебное взаимодействие, приемы учебного диалога (вербального, невербальног, работа в группах, упражнения «Час редактора», «Полный комплект».

2). Познавательные УУД – Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстообразования на уроке русского языка / Русский язык в школе, 2/1997, с. 8 - 14.
Ключевые слова: интеграция, коммуникативное ядро личности, текст (собственно-информативный, оценочно-информативный, образно-оценочно-информативный), рациональные приемы понимания текста, диалог с текстом, языковая личность.

3. «Инвентаризация» образовательных ресурсов и средств (технологий, методов, приемов, метаязыка учебной дисциплины и т. п.) с целью использования в ресурсном поле ФГОС. Так, нам представляется необходимым в курсе русского языка в соответствии с научной традицией заменить методический термин «разбор» более точным – «анализ языковых единиц разного уровня». Словом разбор обозначают систему действий с языковыми единицами разного уровня и в разных аспектах. Существует фонетический, орфоэпический, морфологический, словообразоватетельный, морфемный, лексический, орфографический, синтаксический. пунктуационный, стилистический, этимологический, разбор текста, разбор словосочетания… Словом «разбор» в реальности обозначают разные универсальные познавательные действия. При фонетическом разборе слово членится на «звуки», фонемы, которые квалифицируются в соответствии с качеством. Морфемный состав слова определяется выделением значимых частей, обозначение которых зависит от их места в слове. Разумеется, в данных случаях осуществляется процедура анализа. Словообразовательный разбор является примером установления причинно-следственных связей между единицами словообразовательной цепочки и вычленения (анализ) структурных элементов, их устанавливающих.

При морфологическом разборе процесс может быть представлен как

1) выдвижение гипотезы – слово принадлежит к одному их 10, 12, 14 классов слов (частей речи);
2) построение в результате эксперимента и обобщения их результатов системы аргументов – общего грамматического значения, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли.
Дается оценка доказательств, их достаточность, полнота, логичность и т. д.
3) Наконец, делается вывод о частеречевой принадлежности. Осуществляется классификация по нескольким основаниям.

 


16 Глоссарий, собрание глосс - непонятных слов или выражений - с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Существуют глоссарии к отдельным произведениям или к циклу, напр. глоссарий к Ведам, 1-е тыс. до н. э., к произведениям Гомера начиная с 5 в. до н. э. / современный толковый словарь.- цитир. по сайту Поиск Слов.com? 15/08/20013 - http://poiskslov.com/word/; тезаурус (от греч. thesaurus - сокровище, сокровищница) - тип словаря, отражающий словарный состав данного языка в полном объёме. В данном случае все термины и выражения, относящиеся к ФГОС.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности