Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт–Петербург

 

Экстралингвистическое содержание курса русского языка, и шире, – экстрапредметное, надпреметное других учебных курсов, интеграционная составляющая предметных областей используется не достаточно эффективно, так как ни учителя, ни учащиеся не представляют в полной мере предметное содержание учебных курсов в качестве гипертекста. Часто представление гипертекста либо не сформировано, либо слишком узко.

Авторы школьных учебных книг, чтобы отвечать требованиям. предъявляемым к учебнику, делят его на части, при этом справочный аппарат помещается лишь в одной из них, которая нередко остается продолжительное время недоступной пользователю. Причина в бесплатной системе распространения учебников через библиотеки, когда задача сохранения библиотечного фонда превалирует над задачами образования. К сожалению, не всегда «работают» постраничные ссылки и примечания, а также справочные материалы, помещенные в конце раздела, главы, художественного текста. Но их неэффективность имеет совсем иной характер – являясь внешними для обучающегося, они остаются вне поля его сознания, «не присваиваются» ими. Попыткой решить эту проблему является издание канцелярской и информативно-справочной продукции – тетрадей со справочными материалами, календарей, закладок, а также различных справочников, словариков и т. п. Темп урока и темп оперирования справочной информацией находятся в явном противоречии, которое не преодолевается не только к 9-му классу, но и даже к 11-му.

Существующие методические установки по нейтрализации этого противоречия: элективные курсы по работе со словарями и справочниками, ведение учащимися собственных словарей и справочников, справочных тетрадей, оформление особым образом записей в предметных тетрадях (например, в тетрадях по литературе, истории, других предметов – широкие поля на странице только слева размером 3,5 – 4 см. для фиксирования новых слов, слов с неизвестным лексическим значением, графических помет и комментариев) не дают должной отдачи, т. к. не являются системным требованием, а главное – учащиеся не освоили разные виды смыслового чтения при работе со справочной литературой. Как нам кажется, еще многие годы будет актуальной книга И.В. Галлингер «Культура речи. Нормы современного русского литературного языка»13, предложившая систему работы по обучению работе со словарями в связи с развитием навыков смыслового чтения.

Решение этой проблемы, заявленной во ФГОС, – ключ к формированию навыков самообразования. Работа с текстом книги как инструмент эффективного самообразования была обозначена еще в 20-е годы прошлого века в брошюре С.И. Поварнина «Как читать книги» (первое издание – 1924 год), получила научное освещение в 70-80 годы и была предложена Г.Г. Граник и ее группой в качестве рекомендаций по формированию «познавательной активности и самостоятельности школьников при отборе и усвоении необходимой информации»14. Некоторые такие рекомендации по работе с книгой и текстом не только отечественных ученых и методистов, но и зарубежных авторов (например, профессора Лёзера из бывшего ГДР) адаптированы в настоящее время в качестве дидактических материалов – текстов для смыслового анализа15.

Многое из научного наследия прошлого века реализовано в действующих учебно-методических комплексах по русскому языку и другим предметам, что дает основание издателям использовать гриф «Соответствует ФГОС второго поколения».

Однако анализ результатов ЕГЭ показывает, что именно функциональная грамотность в широком смысле (надпременная компетентность) остается одной из важнейших проблем. Если говорить о русском языке, то можно отметить значительное количество ошибок в выполнении заданий частей В и С единого экзамена. Именно эти части контрольно-измерительных материалов устанавливают уровень знаний важнейших грамматических и речеведческих понятий, способность выявлять языковые и речевые факты и давать им верную квалификацию. Несомненную трудность для выпускников школы представляет часть С, проверяющая сформированность речевых навыков и понимание речеведческих понятий. И это актуализирует формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий. Конституциональное значение ФГОС второго поколения заключается в том, что дает ключ к решению проблем, вставших перед системой образования в связи с введением обязательных ЕГЭ и ГИА, предстающих и инструментом диагностики.

Таким образом, определяя стратегию работы по ФГОС второго поколения, следует учитывать, что ФГОС:

1) отражают положительный опыт обучения и воспитания, накопленный школой и системой образования в целом за последние 20-30 лет;
2) основаны на проверенной практикой теории о деятельностной природе мышления и его связи с языком;
3) актуализируют технологии развивающего, личностного ориентированного образования;
4) обеспечивают коммуникативно-деятельностный подход в обучении;
5) ориентированы на работу с текстом в широком понимании (гипертекстом), поиск и переработку информации на различных носителях;
6) запускают механизмы самообразования;
7) обеспечивают глубокую интеграцию предметов БУП и ШУП;
8) задают содержание и формы познавательной деятельности как учебно-исследовательской, поисковой, эвристической;
9) расширяют использование инновационных форм урока: урок – исследование, урок – лабораторная работа; урок – проблемная лекция и т. д.;
10) определяют обновление среды образования через поиск и разработку новых дидактических средств;
11) предполагают создание условий образования, адекватных новым вызовам времени и гармонизирующих отношения всех субъектов образовательного процесса.

 


13 Галлингер И.В. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации учителю. - М.: Aspect press, 1994.
14 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1988.
15 Капинос В. И., Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н., Цыбулъко И. П. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5 - 7 кл. / В. И. Капинос и др. — 2-е изд.стереотипное. М. : Дрофа, 2007; Тесты. Русский язык : Синтаксис. Текст. 8—9 кл. / В. И. Капинос и др. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2007.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности