Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт–Петербург

 

Современное школьное образование представляет собой различные учебные действия именно с текстами, преимущественно вторичными по своей функции, так как они созданы, отобраны или адаптированы для работы с ними в процессе обучения. Корпус учебника, учебного пособия, хрестоматии, сборника задач и упражнений, текст лекции, других форм взаимодействия учителя и ученика, предъявляемые в процессе обучения различными способами объекты внешнего мира, являются в известном смысле обобщением результатов сложного и противоречивого пути познания и формирования опыта, трансформированными для усвоения учащимися определенного возраста и уровня развития и авторски представленными для изучения.

«Квазинаучный» характер этих текстов, несмотря на принцип научности, декларируемый их авторами, очевиден. Многие понятия науки не обозначены терминологически, они предлагаются для практического освоения, т. е. обучающийся в полной мере не осознает, что он познал, также нередко содержание учебных курсов отстает от последних достижений науки, не отражает изменений метаязыка науки, не отмечает полемичность позиции автора по излагаемым темам и т. п.

Все это, а также особые средства передачи информации в учебных текстах позволили лингвистам обозначить стиль этих текстов как учебно-научный. Весь массив школьного образования дидактически целесообразно в целях формировании надпредметных компетенций целесообразно представить как гипертекст (Выделено мной. – А.Сенченко). Такой подход уже заявлен в методике русского языка11. Под гипертекстом мы вслед за С.И. Львовой понимаем «особым способом структурированный текст, предъявление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещаться нелинейным образом, в последовательности, которую он сам выбирают»12. Можно утверждать: гипертекст – открытый для информационного пространства текст, содержащий ссылки на множество других текстов. Учебные книги, включающие в свой состав справочный раздел и разного рода указатели, может рассматриваться как пример гипертекста, но охватывают они, как правило, один учебный курс. Огромный, методически еще не освоенный потенциал, содержит концепт «гипертекст» в приложении к практике процесса обучения в школе.

Учебно-научный гипертекст представлен в образовании на нескольких уровнях:

- уровень урока, набора уроков в сетке школьного расписания;
- уровень учебника, учебного пособия, учебного курса;
- уровень предметной области;
- уровень цикла областей (гуманитарного, например, естественнонаучного, эстетического и др.);
- уровень школьного учебного плана, включающего урочную и внеурочную формы образования не только по вертикали, но и по горизонтали, т. е. по срокам обучения.

Реально система обучения представляет своеобразную ленту, на которой записано содержание образования, и от класса к классу ученик должен удерживать в памяти все больше и больше разнообразной информации. Говоря метафорически, образование – бесконечная «лента памяти». Не случайно в образовательный процесс включены задания, обращенные как к прошлому наличному опыту, так и к усвоенным в процессе обучения понятиям и способам действий, «знаниям, умениям, навыкам». Причем, авторы программ и учебников, понимая, что полученная учащимися информация (изученный материал) в результате разного рода причин и особенностей внимания, памяти, воли, интеллекта может деформироваться, в том числе и в результате интерференции, или вообще стираться, предусматривают обобщение изученного, повторение, восстановление и коррекцию знаний, умений, навыков в начале или после завершения работы над новым курсом, разделом, темой, накануне контроля и аттестации. Выделение в особую группу регулятивных универсальных учебных действий свидетельствует о существовании проблемы в управлении процессом обучения.

Представление о том, что и как повторять и корректировать, заданные примерной программой обучения или учителем и рабочей, часто не совпадает с реальными потребностями учащихся. То же самое происходит и с содержанием справочного аппарата учебной книги, ориентированной на типовые затруднения учащихся и не учитывающие индивидуальные особенности детей. Кроме того, и сами справочные материалы нередко нуждаются в комментариях и припоминании пройденного.

Например, учащиеся, даже пользующиеся схемами разборов, не справляются с ними, т. к. не владеют понятиями: «падеж», «склонение», «наклонение», «вид», «односоставность» и т. п. При подготовке ответов по литературе – «тема», «проблема», «композиция и др. Реализуемая школой модель образования, которую мы метафорически назвали «лентой памяти», вступает в противоречие с природой и свойствами мышления и памяти.

Однако это противоречие можно снять, если уточнить содержание ключевого слова в метафоре. Ведь текст – это и есть «ткань». Если «лента» – это ткань, сотканная из нитей, это их переплетение и узелки, то модель образования – это текст, а точнее гипертекст – ткань с узелками и нитями, которые мы осознаем и в качестве которых можем удостовериться. Понимание метафоры будет неполным без важного уточнения: лента-ткань-гипертекст разворачивается бесконечно в пространстве культуры и «ткется», созидается самим потребителем, вначале с помощью семьи, затем школы и, наконец, самостоятельно.

Изучая причины невыполнения домашних заданий учащимися или их частичного выполения, мы обнаружили, что, несмотря на подготовку к выполнению домашней работы в классе, некоторые учащиеся не смогли понять смысл задания или найти необходимые разъяснения как в тексте учебника, так и справочном отделе, не смогли воспользоваться словарями для проверки написания слов и постановки знаков препинания. И хотя арсенал вспомогательной справочной литературы значительно пополнился в последние годы, он остается недоступным примерно для 40-60% учащихся общеобразовательной школы. И дело здесь вовсе не в физическом доступе к такому виду информации (школьные библиотеки стали информационными центрами, открыт доступ к сети Интернет, 75% опрошенных имеют выход во Всемирную сеть с домашних компьютеров и даже телефонов), а в неумении эффективно воспользоваться информационными ресурсами как на бумажных, так и на электронных носителях.

 


11 Львова С.И. Актуальные направления в обучении русскому языку // Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы. / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. М.: Эксмо, 2007. – С.182 - 183.
12 См. ссылку 11. Стр.182.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности