Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(продолжение)

А. Сенченко
учитель русского языка и литературы ГБОУ № 182
Санкт–Петербург

 

Под универсальными учебными действиями можно понимать гибкую систему действий, операций, алгоритмов, определяющих становление и совершенствование надпредметных компетенций и обеспечивающих усвоение не только совокупного содержания образовательных областей, но и ведущих за собой социализацию учащихся. Складывается широкое и узкое понимание этого концепта в литературе, посвященной стандартам нового поколения. В глоссарии Стандарта второго поколения дано неоправданно широкое понимание термина: «Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»6. Видимо, следует также дать и рабочее определение этого понятия, объединив концепты «УУД» и «метапредметные» действия, понимая их как обобщенные умственные действия, которые в равной мере проявляют себя как при освоении социального опыта, так и при анализе собственной деятельности и усвоении содержания образования. Универсальные учебные действия, таким образом, выступают как условие и средство формирования надпредметной компетентности, которую иногда называют функциональной грамотностью7. Метапредметные компетенции – это социальная, определяющая способность интегрироваться в социально-культурное пространство, информационная, связанная с получением и переработкой знаний об окружающем мире, коммуникативная, служащая установлению межличностных связей, здоровьесберегающая обеспечивающая потребность в безопасности и сохранении здоровья. В своей совокупности они и составляют надпредметную компетентность – цель образования, средство освоения мира и условие саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, стандарты второго поколения более последовательно, нежели раньше, реализуют идею «вооружения» учащихся удочкой», при помощи которой они и смогут успешно реализовать себя в условиях неопределенности состояния современной России. Обозначив четыре вида универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные, ФГОС второго поколения декларировали и утвердили в качестве нормы приоритет способов приращения знаний над их усвоением на ближайшие годы.

Нетрудно заметить, что и содержание, и структура универсальных учебных действий, а также механизмы их формирования и развития находят свое выражение в естественном языке, в системе его функций: коммуникативной, социальной, познавательной, ментальной, эстетической, информационной, регулятивной и др.8.

Будучи знаковой системой, естественный язык является живым, непосредственным мышлением и служит интеграционной основой, обеспечивающей целостность содержания образовательных областей, представленных во ФГОС. Отражение этой мысли можно отметить в статье В.А. Сидоренкова «Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка»9.

Следует учитывать, что язык – развивающееся явление и что в языке (на разных его ярусах) закрепилось такое понимание мира и человека, которое сложилось в доисторическую эпоху и расходится с современным представлением людей о самих себе и окружающем мире – природе и бытии, научной картиной мира. Назовем эти представления «реликтовыми». Так, известная бытовая метафора «солнце всходит и заходит» указывает, вопреки научному знанию, на вращение Солнца вокруг Земли, или морфологическая категория одушевленности-неодушевленности (живое в природе – «трава», «дерево» и т. п. и «неживое» – неодушевленное в языке).

Поскольку язык в его устной форме (речь) усваивается с рождения спонтанно, без видимого напряжения и усилий, требуется специально организованное обучение для коррекции стихийно складывающихся представлений о человеке и мире.

Механизмом преодоления противоречия между «реликтовой» языковой картиной мира, «незнанием», и современной научной картиной мира, «знанием», и служат универсальные учебные действия. Однако механизмы, алгоритмы действий, операции могут и не проявляться в качестве интегративной основы обучения, могут не быть действенным орудием формирования надпредметных компетенций, если не прилагаются к единой для образовательного поля дидактической единице. Обозначение такой единицы, общей для всех предметов, представленных в базисном учебном плане, бесспорно, помогло бы преодолеть отмечаемую исследователями фрагментарность мировосприятия учащихся и способствовало бы формированию целостной картины мира. Такая дидактическая единица должна быть в высокой степени обобщенной и представлять набор знаков, доступных для анализа, декодирования и интерпретации при помощи УУД.

На наш взгляд, такой единицей является текст, в том понимании, которое сложилось первоначально в философии постструктурализма и которое активно разрабатывается в лингвистике. В качестве рабочего можно принять определение текста, которое дает Б.И. Кононенко: «Текст (лат. text – ткань, соединение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры (выделено мной. – А.Сенченко) воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст»10. Из множества определений текста, представленных в Интернете и в традиционных энциклопедических словаря, мы остановились на этом, возможно, не бесспорном, так как содержанием образования являются специально отобранные элементы мировой культуры, опыта человеческой цивилизации, опыта субъектов образования и способов деятельности по его освоению. А во-вторых, оно явно указывает на интеграционный характер текста. Под текстом, как дидактической единицей образования, следовательно, целесообразно понимать не только совокупность особым образом организованных предложений, но и слово, словосочетание, предложение, набор предложений, событие, артефакт, объект природы, а также фонему, морфему, букву, число, формулу, схему, модель, таблицу, рисунок, иллюстрацию, муляж, график, карту, среду обучения, субъектов образования…

Нам представляется весьма продуктивной для педагогики, психологии, а особенно дидактики и частных методик обучения идея вычленения единой дидактической единицы - текста. Это путь к подлинной внутрипредменой и межпредметной интеграции учебных курсов и дисциплин. Это будет, как нам кажется, именно надпредметный уровень, когда учебные действия (УД) приобретают универсальный (всеобщий) смысл.

 


6 Федеральный государственный стандарт. Глоссарий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313, 16.08.2013.
7 Львова С.И. Актуальные направления в обучении русскому языку // Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева; [под ред. С.И. Львовой]. М.: Эксмо, 2007. – С.179.
8 См. Слюсарева Н.Е. Функции языка// Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н.Ярцева. 2-е изд..- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -с.564-565; Арутюнова Н.Д. Функции языка// Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - С.609 – 611. См. также списки литературы к указанным словарным статьям.
9 Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // РЯШ 2 / 1997. - С. 8-14.
10 Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/906.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности