Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Урок – исследование по теме: "Повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография"

(продолжение)


      4. Задача. Запишите, как мы называем того, кто
учит - ….(учитель)
строит -….(строитель)
читает -….(читатель)
исследует -….(исследователь)
руководит - ….(руководитель)

Какая часть слова общая? (суффикс -тель). Какое значение вносит в эти слова суффикс -тель-? (Значение лица по роду занятий и профессии).

      5. Замените словосочетание одним словом, однокоренным выделенному , запишите его.
Маленькая гора (горка), житель гор (горец), изобилующий горами (край)(горный);
слегка зелёный (зеленоватый), становиться зеленым (зеленеть);
сложенный из камня (дом) (каменный), изобилующий камнями (участок) (каменистый), тот, кто укладывает или добывает камни (каменщик).
Каков способ образования этих слов? (суффиксальный).

      6. Запишите предложение:

предложение
(Простое, повествов., невосклицательное, распространенное)

Найдите в каждом слове окончание и основу, какие морфемы можно выделить в основе? (учащиеся выделяют морфемы в каждом слове предложения).
- Как вы решили, что в слове "летят" корень лет-? (подобрали родственные слова: лететь, перелететь, летчик, летный. Общая часть родственных слов - это корень).
- Каково же значение корня -лет- в этих словах?(передвижение по воздуху)
- А слово "лето" мы можем назвать родственным слову "летят"? (Нет, т. к. оно имеет другое лексическое значение. Это омонимичные корни).

Вывод: Корень имеет одно и то же лексическое значение во всех родственных словах - это главная значимая часть слова.

      7. Задание. Подберите однокоренные слова к данным словам:
Горелка (I в)                      Горный (II в)

Что обозначает каждое из этих слов? От чего и с помощью чего образованы эти слова?

Горелка <-- гореть (приспособление для горения; жидкость в осветительных или отопительных приборах)

Горный <-- гора (находящийся в горах)
горячий
гарь
горючее
гореть
горение

гора
горец
горняк
пригорок
предгорье
корни с чередованием (корень гор-(орф. № 1) - горы;
гор-гар- написание корня зависит от места ударения (орф. № 27).
корень гор-(орф. № 1) - горы, всегда пишется о

      «Весёлый перерыв» в работе.
      «Отгадай шараду» (собери слово)

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Всё же – в дневнике или журнале.

      8. Произведите морфемный разбор только родственных слов:

1 ряд: Ушастик, уха, ухо, тугоухий.
2 ряд: Водитель, водица, водянистый, наводнение.
3 ряд: Сыр, сырой, сырок, сырная.

Послушаем правило, которое надо соблюдать при морфемном разборе:

Помни: при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди
.

      9. Запись под диктовку текста

      Весеннее солнце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других ласкают теплые лучи, уже появились проталинки. Замелькали тут и там жёлтенькие цветки мать-и-мачехи. Диву даешься, откуда у такого маленького растеньица сила берётся. Пробуравит землю стебелёк, выскочит на бугорке, и раскроются золотые цветки навстречу солнышку.

      Задание:
1) Отметьте в словах суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. К каким частям речи эти слова относятся?
2) Найдите слова с приставкой при-. Каково её значение в этих словах?
3) Выпишите из текста слова, соответствующие данным схемам

1.

2.

3.

Завершим работу на веселой, шутливой ноте.

1. Миниатюра «Родственники»

- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.

(Родня ли Гусеница Гусю?)

2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)

II. Подведение итогов урока:

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

1. Что изучается в разделе "Словообразование"?
2. Что такое морфемика?
3. Какие значимые части выделяют при морфемном разборе?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, исследовательскую работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

III. Выставление оценок.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности