Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
План. Конспект. Реферат

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

I. Решаем лингвистические задачи

1. Содержание какого отрывка из рассказа Т. Толстой «Сюжет» нельзя представить в виде плана? Как вы полагаете, почему?

1. «Допустим, в тот самый момент, когда белый указательный палец Дантеса уже лежит на спусковом крючке, некая рядовая, непоэтическая птичка Божия, спугнутая с еловых веток возней и топтанием в голубоватом снегу, какает на длань злодея. Кляк! Рука, естественно, дергается непроизвольно; выстрел, Пушкин падает. Какая боль! Сквозь туман, застилающий глаза, он целится, стреляет в ответ; падает и Дантес; «славный выстрел», – смеется поэт. Секунданты увозят его... Слухи о дуэли разносятся быстро: Дантес убит, Пушкин ранен в грудь. Русское общество быстро разделяется на партию убитого и партию раненого: есть чем скрасить зиму, о чем поболтать между мазуркой и полькой. Дамы с вызовом вплетают траурные ленточки в кружева. Меж тем, Пушкин в забытьи, Пушкин в жару, мечется и бредит; Даль все таскает и таскает в дом моченую морошку, силясь пропихнуть горьковатые ягодки сквозь стиснутые зубы страдальца, Василий Андреевич вывешивает скорбные листы на дверь, для собравшейся и не расходящейся толпы…».

2. «…кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков, мушмулы и каперсов; это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? Еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Пушкин, трепеща и проклиная, с отвращением читает полную обмана жизнь свою. Мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть. Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими сброшенное тело. Дневник писателя. Записки сумасшедшего. Записки из Мертвого дома».

Какие цитаты из русской литературы оказались узнаваемы в этих текстах? Самостоятельно прочитайте рассказ Т. Толстой.

2. Прочитайте отрывок из эссе И. Бродского. Составьте план отрывка, продолжив или вставив предложения.

По глубокому моему убеждению, за вычетом литературы двух последних столетий и, возможно, архитектуры своей бывшей столицы, единственное, чем может гордиться Россия, – это историей собственного флота. Не из-за эффектных его побед, коих было не так уж много, но ввиду благородства духа, оживлявшего сие предприятие. Вы скажете – причуда, а то и вычура; однако порождение ума единственного мечтателя среди русских императоров, Петра Великого, воистину представляется мне гибридом вышеупомянутой литературы с архитектурой. Создававшийся по образцу британского флота, менее функциональный, скорее декоративный, проникнутый духом открытий, а не завоеваний, склонный скорее к героическому жесту и самопожертвованию, чем к выживанию любой ценой, этот флот действительно был мечтой о безупречном порядке, державшемся на водах мировых морей, поскольку не мог быть достигнут нигде на российской почве. <…>

По сей день я полагаю, что страна только выиграла бы, имей она символом нации не двуглавую <…> имперскую птицу или <…> серп и молот, а флаг русского флота – наш славный, поистине прекрасный Андреевский флаг: косой синий крест на девственно белом фоне (И. Бродский. Полторы комнаты).

План

I. Парадоксальное утверждение автора: […].

II. Обоснование утверждения: […].

III. Аргументация своей точки зрения:
1. […].
2. […].
3. […].

IV. […].

 

II. Повторяем теорию

1. Прочитайте определения плана, конспекта и реферата, ответьте на вопросы и выполните задания.

План – одна из распространённых форм свёртывания текста, цель которой – выявить последовательность смысловых частей текста и развития авторской мысли. В плане всегда сохраняется главная информация, то есть, следуя плану, текст можно пересказать (развернуть). Для составления плана текст делят на законченные смысловые части и озаглавливают каждую из них.

Конспект – особый вид вторичного текста, основой которого является аналитическая и обобщающая переработка текста-источника. Цель конспектирования – выявить, систематизировать и обобщить информацию, содержащуюся в исходном тексте. При этом известная информация обычно фиксируется кратко, новая – более развёрнуто. В конспекте полученная информация переформулируется, однако он должен обладать связностью и смысловой завершённостью, а потому обычно включает конструкции типа в начале статьи, далее, в заключении и др. Выделяют следующие виды конспекта: краткий и подробный, сплошной и выборочный, монографический и обзорный. Результатом конспектирования должно стать уменьшение объема исходного текста. Однако, исключая избыточную информацию, следует обязательно сохранять дословные формулировки правил, определений, теорем, цитат и т. п., а также имена собственные и даты. В конспекте обычно сокращают повторяющиеся слова, например: массовая литература – М. л., лирический герой – Л. г.

Реферат – изложение содержания исходного текста (статьи, ряда статей, монографии, книги и др.). Цель реферирования – кратко и точно изложить содержание исходного текста с обязательным указанием основных фактических сведений и выводов, но без дополнительной интерпретации их автором реферата. Объем реферата определяется содержанием реферируемого текста и задачами, которые ставит перед собой пишущий. Композиция работы зависит от назначения реферата (для реферата по научной статье, например, оптимальным считается представление результатов и выводов в начале текста реферата).

 


- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности