Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
Аннотация. Резюме. Тезисы. Заголовок

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


Вопросы и задания

1. Обратившись к толковому словарю, найдите толкования понятий клише, штамп, стереотипный, беллетристика, бестселлер, канон, агиография. Какие из названных слов употребляются в тексте в переносном значении?

2. Вспомните, когда было изобретено книгопечатание и с какими именами связано это открытие.

3. Докажите, что слово словесность является многозначным. В каких значениях оно используется в тексте? Составьте с этим словом предложения, употребив его в различных значениях. В каком значении употреблено слово тезис в начале статьи?

4. Составьте простой план статьи, отразив её основные положения.

5. Письменно сформулируйте проблему, поднятую автором статьи. В каком абзаце текста раскрывается авторская позиция?

6. Озаглавьте статью, подобрав к ней два разных заголовка: отражающий тему статьи и поставленную в ней проблему.

7. К какому стилю речи относится текст?

8. Какие жанры переработанного текста представлены в следующих примерах? Аргументируйте свое мнение, назвав цели использования и характерные черты каждого из жанров.

а. Статья С. Друговейко-Должанской (Русская литература. Конец ХХ века. – СПб.: «Паритет», 2001) посвящена рассмотрению явления массовой литературы. В статье даётся определение массовой литературы, рассказывается о её истоках и жанрово-тематических чертах, о месте массовой литературы в современном культурном пространстве.

б. Статья С. Друговейко-Должанской (Русская литература. Конец ХХ века. – СПб.: «Паритет», 2001) даёт представление об одном из явлений современном культуры – массовой литературе. Автор указывает на невысокие художественные качества литературы для массового потребителя, однако избегает категоричных оценок и приходит к выводу, что массовая литература не является антиподом «высокой, элитарной» культуры, а занимает свободную культурную нишу и выполняет задачи рынка: создаёт продукт для среднестатистического современного читателя.

 

IV. Упражнение

1. Закончите письменно составление тезисов статьи по предложенному образцу. Опирайтесь на составленный вами план.

1. Массовая или «формульная» литература – популярные произведения, ориентированные на невзыскательный читательский вкус, подчинённые задачам удовлетворения потребностей массового читателя и поэтому пользующиеся широким читательским спросом и вследствие этого имеющие особый коммерческий успех. Успех этот связан не с эстетической ценностью, а с местом массовой литературы на книжном потребительском рынке – её положением «третьей словесности» (Н.И. Толстой), промежуточного звена между элитарной культурой и фольклором.

2. Для массовой литературы характерны (…).

3. (…).

4. (…).

Задание

Напишите тезисы публицистической статьи, в которой вы выражаете своё отношение к современному массовому искусству (музыке, кинематографу, ток-шоу на телевидении и т. п.). Подберите заголовок к статье.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности