Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
Аннотация. Резюме. Тезисы. Заголовок

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


Вопросы и задания

1. Дайте определения понятия резюме. Какие виды резюме вам известны? Какие задачи они выполняют? В чем заключается отличие резюме от аннотации?

2. Для чего составляются тезисы? Каковы главные принципы отбора текстовой информации для этого вида переработки текста?

3. Укажите правильные варианты управления: аннотация (чего?), резюме (на что?), аннотация (на что?), резюме (чего?), аннотация (к чему?), тезисы (чего?), тезисы (к чему?).

4. Составьте словосочетания с терминами резюме, аннотация, тезисы.

5. Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложениях.

1. _____________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначения и другие особенности с целью проинформировать о содержании текста-источника.

2. _____________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводы научной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком.

3. _____________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике.

4. _____________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей.

5. _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.

6. _____________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др., задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста-источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.

Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

6. Напишите небольшую аннотацию на вашу любимую книгу русского или зарубежного автора или короткое резюме запомнившейся вам научно-популярной или научно-публицистической статьи.

 

III. Упражнение

1. Прочитайте литературно-критическую статью, посвященную современной массовой литературе. Выполните задания и ответьте на вопросы.

Тезис о том, что «нет высоких и низких жанров, а есть хорошая и плохая литература», уже давно сделался общим местом аннотаций и рецензий, сопровождающих современные издания бестселлеров – книг, пользующихся широким читательским спросом, а вследствие этого имеющих особый коммерческий успех и издаваемых массовыми тиражами. Массовая литература сегодня – это множество популярных произведений, рассчитанных на читателей с нетребовательным литературным вкусом, не приобщенных к высшим достижениям художественной культуры, так называемая «формульная литература», жанровая форма которой строго регламентируется с точки зрения сюжета, его основных перипетий, действующих лиц, языка, манеры повествования и даже объема. Однако, несмотря на то что определения ««популярная», «массовая», «коммерческая», «формульная» зачастую используются в оценочном значении, строго говоря, массовость напрямую не связана с эстетической ценностью: массовым следует назвать любое произведение, возникшее после изобретения книгопечатания и бытующее в условиях современного технического прогресса. Гораздо более логичным кажется предложенное Н.И. Толстым определение беллетристики такого рода как «третьей словесности», то есть народно-городской литературы, представляющей собой некое среднее арифметическое между элитарной культурой и фольклором.

Рецепты массовой литературы обычно составляются на основе облегченного и «популяризованного» восприятия произведений подлинного искусства, откуда «третья словесность» заимствует темы, сюжеты, систему традиционных нравственных ценностей, но – адаптируя их, делая максимально доступными для восприятия. «Для чтения не требуется никаких усилий» – подобная лукавая похвала нередко предвещает изданию невероятный коммерческий успех. В попытках вычленить то немногочисленное общее, что может быть у большинства людей, массовая литература использует готовые модели, ориентируется на канон и стандарт, формулу и схему, штамп и клише. Набор приемов, используемых «третьей словесностью», весьма ограничен, что и позволило литературоведам и критикам назвать литературу такого рода «мелкотравчатой» (Ф.Ф. Кузнецов), «банальной беллетристикой» (Ч. Айтматов), «литературным ширпотребом» (Ф.А. Абрамов). Как известно, любая оценка зависит от точки зрения. И воспринимать массовую литературу как низкопробную заставляет прежде всего сравнение ее с лучшими образцами художественной словесности.

Вопреки общепринятым представлениям, широкое распространение массовой литературы отнюдь не является завоеванием современности. В средневековье, например, роль литературы для повседневного чтения играла агиография, к которой, хотя и с известными оговорками, вполне приложимо большинство из уже упомянутых характеристик популярного жанра: ориентация на образец, использование готовых схем построения сюжета, устоявшихся языковых формул и клише. В разных странах Европы, начиная со второй четверти ХIХ века, под определение массовой литературы подпадают мелодрама и авантюрный роман, детектив, криминальный роман (боевик), триллер, любовный (женский, дамский, «розовый») роман, фантастика, фото- и кинороман, фэнтези.

Своей привлекательностью массовая литература не в последнюю очередь как раз и обязана той вопиющей стереотипности, которая, по-видимому, утоляет какую-то душевную потребность, заставляющую читателя искать каждый раз все того же самого комплекса переживаний. Поэтому в обязанность детективу вменяется продемонстрировать победу добра над злом, роману – всепоглощающую силу любви, фантастике – возможность воплощения мечты в реальность. Мир в подобных текстах непременно разделен на белое и черное, своих и чужих, «наших и фашистов», литературная условность присутствует здесь в минимальной степени и потому без труда расшифровывается. Однако такая художественная одномерность отменяет лишь эстетическую, но отнюдь не этическую ценность произведения искусства. Ибо, как сетовал когда-то Ницше, «человечество ни от чего не пострадало больше, чем от забвения банальных истин».

В силу этого роль, которую играют тексты «третьей словесности» в общественном сознании, чрезвычайно ответственна, ибо они становятся не просто воспитателями вкуса, подобием, по словам Макса Фрая, «некоего магического клея, способного примирить и связать воедино два разных типа сознания: писателя и читателя, творца и потребителя, вещающего и внимающего», - но зачастую и формируют у читателя систему нравственных ориентиров, в особенности – у читателя молодого и пока не слишком искушенного (С. Друговейко-Должанская).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности