Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


Вопросы и задания

1. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение выделенных слов. Какие из них употреблены в переносном значении?

2. Охарактеризуйте особенности композиции стихотворения.

3. Обратившись к тексту стихотворения и фрагмента статьи, приведите примеры контекстуальных антонимов.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

5. Приведите примеры других литературных произведений (или их фрагментов), в основе композиции которых лежит приём параллелизма.

6. Известно, что тютчевские стихотворения нередко двухчастны: в первой части рисуется картина природы, во второй дается философское обобщение изображенного («Фонтан», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Смотри, как на речном просторе…», «Еще земли печален вид…» и др.). Если философская часть отсутствует, то, как правило, подразумевается. Попробуйте написать прозаическое размышление – аналог второй, «философской», части стихотворения «Что ты клонишь над водами…».

V. Создаём текст

Прочитайте рассказ А.И. Солженицына из цикла «Крохотки». Ответьте на вопросы и выполните задания.

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Мы выползли из палаток – и затаились. Она шла к нам через Хребет.

Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твердая земля, – и снова всё было мрак и бездна.

Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сияние белое, сияние розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть.

Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек. Стрелами Саваофа молнии падали сверху на Хребет, дробились в змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая всё живое.

И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах.

Вопросы и задания

1. Определите вид композиции рассказа: линейная, инверсионная или кольцевая. Аргументируйте свой ответ.

2. Сравните зачин и концовку рассказа Солженицына. Как и почему меняется эмоциональное состояние рассказчика и его спутников, их отношение к грозе? Как эти изменения выражены в лексике и синтаксисе текста? Найдите примеры эмоционально окрашенной лексики и прокомментируйте их.

3. Попробуйте заменить союз «и» в начале последнего абзаца союзом «а»: изменится ли смысл концовки?

4. Вспомните, кто такой Саваоф, и объясните, какую роль в рассказе играет упоминание его имени. С какой целью автор использует олицетворения и сравнения? Какие эмоции переданы с помощью градации? Объясните смысл оксюморона «ничтожной и благодарной частицей» в последнем абзаце.

5. Найдите в тексте рассказа предложение (группу предложений, абзац), в котором заключена главная мысль текста. Аргументируйте своё мнение.

6. Сформулируйте главную мысль текста самостоятельно, используя такой зачин: «Солженицын в рассказе «Гроза в горах» открывает/передаёт/осознаёт/ помогает читателю понять…».

7. Напишите сочинение-миниатюру об одном из природных явлений, используя прием олицетворения и выбрав один из видов композиции: инверсионную или кольцевую. Озаглавьте свою работу. Объясните, какую роль в вашем тесте играют лексические и синтаксические средства выразительности.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности