Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


III. Выполняем исследовательский проект

Прочитайте тексты. Определите, что общего они имеют в содержании. Подберите собственные примеры из текстов разных стилей, жанров и типов речи, иллюстрирующие основные приведённые тезисы. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Элементы композиции».

1. В основе любого текста лежит общее композиционное строение: введение, зачин (информация о теме, цели текста, постановка проблемы и т. п.); основная часть (содержит основную передаваемую в тексте информацию); заключение, концовка (завершает тему, содержит выводы и т. п.) (В. Русецкий).

2. Тексты любого стиля речи обладают общими универсальными элементами построения: они обычно состоят из зачина (вступления), основной части и концовки (заключения). Под зачином текста понимается его начало, завязка, под основной частью – главная информационная часть текста, под концовкой – заключающая часть текста. В текстах научного стиля во вступлении автор формирует тему, обозначает аспекты ее рассмотрения. В художественном произведении зачин может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета, т. е. выполнять функции экспозиции (части сюжета, содержащей сведения о персонажах, месте и времени действия, описывающей обстоятельства, имевшие место до его начала), кроме того, первая фраза нередко может стать смысловым камертоном произведения.

Для зачина используются специальные синтаксические и лексические средства, оформляющие начало текста. К ним относят обращение, называние предмета речи, темы текста, постановку проблемного вопроса и др. Для определённых жанров и стилей речи существуют устойчивые словесные формулы зачинов (например, в сказках, в текстах официально-делового стиля).

За зачином следует основная часть, раскрывающая тему. В художественных и публицистических текстах сюжет (содержание) основной части развивается и достигает кульминации – вершины конфликта, момента наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. Кульминация раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие ослабевает.

Концовка текста обычно содержит обобщение темы, вывод, заключение. В текстах научного стиля речи в заключении подводятся итоги, формулируются выводы, намечаются возможные пути дальнейшего исследования проблемы. В официально-деловом стиле концовка обычно содержит просьбу, требование, вопрос, на который автору необходимо получить ответ, и т. п. В художественном произведении концовка может совпадать с развязкой действия в финале или быть вынесенной в послесловие, эпилог. Концовки – устойчивые формулы используются в устном народном творчестве.

Взаимосвязь элементов композиции определяется коммуникативной задачей, а также принадлежностью текста к определенному функциональному стилю речи и типу текста (С. Белокурова).

3. При осмыслении композиции текст обычно разделяют на составные части – основную, вводную и заключительную.

Оценивая композицию, следует учитывать структурные особенности текстов разных типов: повествования, описания и рассуждения. При оценке повествований и описаний необходимо обращать внимание на то, насколько удачно выделены факты, ясна ли их сущность, выдерживается ли необходимая последовательность изложения, понятна ли связь одного явления с другим. При оценке рассуждений важно акцентировать внимание на структурной зависимости между посылками и выводами. Если в рассуждении что-то доказывается, следует проверить истинность значения аргументов, важна и оценка того, вытекают ли одни суждения из других (Справочник издателя).

IV. Упражнение

Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Фонтан» и фрагмент статьи, посвященный анализу его композиционных особенностей. Выполните задания.

Фонтан

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится:
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Если сравнение мира природного и человеческого последовательно развивается, проводится через все стихотворение, мы имеем композиционный прием синтаксического и психологического параллелизма.

Одно из самых знаменитых и замечательных стихотворений Тютчева «Фонтан» строго симметрично и распадается на два восьмистишия. Первое – (по)видимости, предметное описание: сияющая струя фонтана поднимается к небу и россыпью брызг, «пылью огнецветной», опадает на землю.

Лишь вторая строфа открывает подли(н,нн)ый смысл стихотворения. «О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?» – спрашивает поэт, заменяя иноязычное слово «фонтан» исконно(русским) «водомет» (именно так, с Е, потому что слово рифмуется с мятЕТ) и превращая предметный образ в символ человеческой мысли.

Последние четыре стиха закрепляют параллель и определяют смысл стихотворения. Водомет человеческой мысли, как фонтан, рвется в небо, пытаясь постигнуть его тайны, но, словно упираясь в (не)видимую стену, снова падает на землю. Важный оттенок смысла несет эпитет во втором стихе второй строфы: неистощимый. Попытки познания безнадежны, но – беспрерывны.

«Фонтан» – центр художественной философии Тютчева. Тютчевская картина мира складывается из противоположностей: день – ночь, Юг – Север, бытие – небытие, хаос – космос, земля – вода, твердь – бездна и т. д. Но главным все-таки оказывается противопоставление человека и природы, личности и мироздания, космоса, вселенной (И.Н. Сухих).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности