Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


I. Решаем лингвистические задачи

1. Подберите синонимы к словам зачин, концовка.

2. Какие среди приведенных словесных формул вы отнесете к зачинам, а какие – к концовкам? Аргументируйте свое мнение. Определите стили речи и жанры, в которых могут использоваться эти формулы.

Жили-были. Конец – делу венец. Прошу рассмотреть заявление в кратчайшие сроки. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Уважаемый Иван Иванович! Все счастливые семь счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. В удовлетворении иска отказать. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок. Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. Как во городе то было да во Муроме.

3. Какое предложение, с вашей точки зрения, должно быть зачином в тексте Ф. Кривина, а какое концовкой? Аргументируйте свой ответ.

Прекрасно сказано! Особенно если учесть, что прошло двести лет после книги Рабле, две тысячи лет после комедий Аристофана... И всего сто лет до Гоголя. Полтораста до Чехова. И ничему не видно конца.
1). А Свифт сокрушался!
2). Свифт сокрушался: «Вот уже семь месяцев прошло после появления моей книги, а я не вижу конца злоупотреблениям и порокам».

4. Восстановите из данных ниже предложений начало эссе И. Бродского «Полторы комнаты». Выразительно прочитайте его. Укажите средства связи предложений в тексте.

1) «Это дурная примета», – утверждала она. 2) Может быть, конечно, она просто считала эту привычку некультурной, обычным неумением себя вести. 3) В полутора комнатах (если вообще по-английски эта мера пространства имеет смысл), где мы жили втроем, был паркетный пол, и моя мать решительно возражала против того, чтобы члены ее семьи, я в частности, разгуливали в носках. 4) Выговаривая мне по этому поводу, вспоминала старое русское суеверие. 5) Она требовала от нас, чтобы мы всегда ходили в ботинках или тапочках.

5. Восстановите пропущенные предложения в тексте отрывка из рассказа М.И. Веллера «Памятник Дантесу», выбрав их среди приведённых ниже. Объясните своё решение.

Заштатный городишко Козельск не примечателен абсолютно ничем, кроме одной страницы в своем далеком прошлом – страницы славной и скорбной. […] Когда-то это было написано во всех школьных учебниках истории и приводилось как пример героизма русских людей, сопротивлявшихся жестоким татаро-монгольским захватчикам. У отдельных школьников, склонных от природы к размышлениям, выходящим за рамки обязательной общеобразовательной программы, факт героической обороны Козельска вызывал некоторые не то, чтобы сомнения, но вопросы, не находящие разрешения. […] Городов на Руси было много, даже по семь недель на каждый – это уже сотни и даже тысячи недель, и потери монголы понесли бы неисчислимые, так почему же другие города не сопротивлялись столь же мужественно? И почему именно и только Козельск защищался так героически, а прочие подверглись нашествию как-то... пассивно, что ли? […] Но предметов в школе много, уроки каждый день, и даже у самых пытливых юных умов эти внепрограммные мысли дальнейшего развития не получали.

1) Скажем: если маленький Козельск на целых семь недель задержал продвижение туч монголов в Европу, то что могли бы совершить Киев или Чернигов, обороняйся они так же стойко?

2) Будь все такими героями, как козельцы, так и конец бы пришел на Руси монголам, наверное.

3) Это тот самый Козельск, который во времена татаро-монгольского нашествия отчаянно сопротивлялся семь недель всему монгольскому полчищу и вошел в анналы как «злой город», под стенами которого монголы положили уйму воинов, и в отместку и в злобе поголовно вырезали все его население, сам же город сожгли.

II. Повторяем теорию

1. Прочитайте разные определения композиции. Выделите в предложенных определениях ключевые слова и словосочетания. Воспользовавшись приведенными материалами энциклопедических справочников, составьте словарную статью «Композиция» для лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, словаря грамматических трудностей. Чем отличаются эти словари? Объясните, чем отличаются разновидности композиции: линейная, инверсионная, кольцевая.

КОМПОЗИЦИЯ [от лат. compositio – 'составление, соединение, сложение'] – построение текста: реальная последовательность расположения и связность его смысловых частей в соответствии с содержанием, жанровой формой и коммуникативным замыслом автора; В художественном тексте – расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов. В самом общем виде выделяют линейную (роман И. Гончарова «Обыкновенная история»), инверсионную (рассказ И. Бунина «Легкое дыхание»), кольцевую (рассказ В. Набокова «Круг») композицию (Словарь литературоведческих терминов).

КОМПОЗИЦИЯ – построение текста, которое должно отвечать ряду требований: обеспечивать выполнение целевого назначения текста любого типа и стиля речи, а также доступное и точное восприятие содержащейся в нем информации читателем (Справочник издателя).

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие; важнейший компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В литературе под композицией понимают расположение и связь разнородных элементов художественной формы литературного произведения: расстановку и соотнесенность характеров (система образов), событий и поступков (композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов), способов повествования (собственно повествовательная композиция). Важнейшим аспектом композиции является также последовательность действий и событий в художественном произведении (Большая советская энциклопедия).

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности