Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Урок – исследование по теме: "Повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография"

(продолжение)


  • Какие способы образования слов вы знаете? (Ответ у доски, плакат)

1. Приставочный

5. Сложение(слов, основ)

2. Суффиксальный

6. Слияние слов

3. Приставочно-суффиксальный

7.Переход из одной части речи в другую.

4. Бессуфиксный

 

      Учитель: Я вижу, что сотрудники научной лаборатории теоретически подкованы. Среди них есть особо преуспевающие в науке. Они пишут рефераты, доклады. Сегодня мы послушаем научные изыскания, сообщения в форме лингвистического этюда «Душа слова». Предоставляем слово докладчикам (Выступают 4 ученика).

      Учащиеся класса записывают в тетрадях «тезисы докладов»

1. Корень – сердце слова  
2. Приставка – голова Так образно представлены морфемы
3. Суффикс – руки
4. Окончание - одежда  

      1-й ученик: Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

      2-й ученик: Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

      3-й ученик: А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Бутурлиновка - бутурлиновец. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

      4-й ученик: А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Один товарищ , а появилась чудесная "одёжка" - и появились товарищи. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться.

      Переходим к следующему этапу нашей научной поисково-исследовательской работы – практике.

      Сначала покажем, как замена только одной морфемы способна изменить значение слова или его форму. Продемонстрируем это.

      1. Образуйте и запишите слова. На основе этих примеров докажите, что приставка и суффикс – значимые части слова.

приставка

суффикс

при-     -ик
у-    
с- ехать парашют -ист
пере-     -изм
в-    

      (Получаются новые слова, которые и доказывают лексическую значимость приставки и суффикса).
Приехать
Уехать
Съехать
Переехать
Выехать.

      Сравним полученные слова по лексическому значению и по составу: приехать («приближаться»), уехать ( «удалиться»).
      Изменяется лексическое значение слова, т. о. при помощи приставки получим новые слова.

Парашютик (предмет)
Парашютист (лицо по роду занятий)
Парашютизм (вид спорта)

Т. о., при помощи суффикса получим новые слова. Какие слова соответствуют схеме: приставка ъ корень? (съехать, въехать). Объясните правописание. (орф. № 6 - ъ и ь).

      2. Составьте и запишите подходящие по смыслу словосочетания из слов левого и правого столбиков. Обозначьте суффиксы в словах правого столбика. Определите значение суффиксов.

юный барабанчик
детский барабанщик
заботливый дворик
уютный дворник
врач зубастый
щука зубной
насыпь землистый
цвет лица земляной
 

Вывод: Значение суффикса (или приставки) помогает понять лексическое значение всего слова, правильно употреблять его.

      3. От слов «волк», «орел» образуйте и запишите слова со значениями: 1) самка животного; 2) детёныш животного.

текст

      Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения (^).

Ребята, приведите свои примеры других слов с этим суффиксом после шипящего. Запишите в тетрадь 5 - 7 слов и графически обозначьте орфограмму (№ 35).
(Галчонок, лягушонок, медвежонок, бельчонок, мышонок, кукушонок, зайчонок).


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности