Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт–Петербург


VII. Создаём текст

Прочитайте рассказ Булата Окуджавы. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

***

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зерна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться... А они продолжали бесчинствовать. Их становилось все больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий...

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова?!

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил ее и поставил в темном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и не отрываясь глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место. Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

В течение следующих дней все свершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел ее. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел ее маленькие сверкающие черные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утерлась лапкой и вновь уставилась на экран.

***

Прошел месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской... Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днем, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава богу, что хоть у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам...

Днем я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор и мы усядемся с нею...

Вдруг в углу что-то громко щелкнуло... Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка!..

***

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удрученно замолкли. Лишь Фазиль1 вскрикнул: «Неужели насмерть?!»

 

Вопросы и задания
1. Определите типы речи, встречающиеся в тексте рассказа. Аргументируйте соё мнение.

2. Подберите варианты заголовков, отражающих а) тему текста; б) основную мысль текста.

3. Составьте план текста, используя в качестве пунктов плана цитаты из рассказа.

4. Выпишите эмоционально окрашенные слова и словосочетания, выражающее отношение героя к мышам и к мышке. Как эмоциональная окраска слов помогает понять авторский замысел?

5. Объясните, какую смысловую роль играет в тексте последний абзац. Чем он отличается от основного повествования? Почему для описания реакции Фазиля выбран именно глагол вскрикнул?

6. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о рассказе Б. Окуджавы. Заглавием сочинения сделайте афоризм критика И. Золотусского «Всё о тексте написано в тексте».


1 Фазиль Искандер – современный российский писатель.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности