Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

I. Решаем лингвистические задачи

1. Расшифруйте скрытый смысл высказываний хозяина похоронного бюро «Милости просим» Безенчука и владельцев бюро «Нимфа», обращенных к герою романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову. На основании чего вы сделали свой вывод?

– Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать?
– Мр-мр-мр, – неопределенно ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
– Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью сказал Безенчук, – одних убытков сколько несем, туды его в качель!
У врат похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали. Владельцев «Нимфы» было трое. Они враз поклонились Ипполиту Матвеевичу и хором осведомились о здоровье тещи.
– Здорова, здорова, – ответил Ипполит Матвеевич, – что ей делается!
<…> Три «Нимфы» переглянулись и громко вздохнули.

2. Восстановите «утаенное» авторами рекламного объявления смысловое звено.

«Наши ноутбуки – законодатели моды! Наши ноутбуки – для тех, кто ценит престиж, качество, стиль и надежность. А если Вы не готовы на такие траты, приходите в наш компьютерный салон. Опытные специалисты дадут Вам все необходимые консультации и предложат ноутбуки ведущих мировых производителей на любой вкус».

3. Какой зашифрованный намек содержит пушкинская характеристика Онегина? Какое средство выразительности, позволяющее намекнуть на необходимость извлечения из текста скрытой информации, использует автор?

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он – с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

4. Эпиграф, как и заглавие, как правило, представляет собой авторское «указание» для интерпретации текста. Вспомните, каким литературным произведениям предпосланы эти эпиграфы. Попытайтесь определить идеи этих художественных текстов, опираясь на эпиграфы.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Пословица).
«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств).
«…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той илы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» (И.-В. Гёте. Фауст).
«Береги честь смолоду» (Пословица).

II. Повторяем теорию

1. Прочитайте фрагмент энциклопедической статьи о разных типах информации в тексте. Заполните пропуски, используя слова для вставки: публицистический, официально-деловой, достоверность, репортажи, заметки, служебная записка, инструкция, статья, тезисы, подзаголовок, эпиграф, реминисценции.

Любой текст содержит определённую информацию. Содержание, объем и формы её подачи зависят от того, кто является адресатом этой информации, когда, где и каким образом он получает те или иные сведения.

На качества информации, заключенной в тексте, влияют несколько факторов, в первую очередь, ____________, то есть соответствие или несоответствие сообщаемых сведений действительности.

Информация в тексте может выражаться в явном и скрытом виде. В явном она представляется с помощью языковых средств, прямо указывающих на события, явления действительности, взгляды и мнения людей (эксплицитная информация). Подобная открытая форма передачи информации свойственна многим текстам различных жанров научного, _______________, ______________ стилей. В деловой сфере – это отчет, протокол, ___________, ____________; в научной сфере – доклад, лекция, _________, __________, аннотация; в публицистике – новости, передовые статьи, ___________, _____________, интервью и т. д.

Однако информация, представляющая собой результат аналитического и творческого переосмысления отношений между явлениями, фактами, событиями, процессами, не всегда выражена в текстах с достаточной ясностью. Ее извлечение требует интеллектуальных усилий, навыков научного, исторического или художественного анализа. Информацию подобного типа содержат научные монографии; аналитические публицистические статьи, очерки, эссе, фельетоны, а также произведения художественной литературы. Такая информация называется концептуальной, обычно извлекается из всего произведения, включая его название, ___________ к нему и __________, и допускает разные толкования.

Кроме явной информации, в некоторых текстах (преимущественно публицистических и художественных) содержится скрытая (или имплицитная, не имеющая прямого словесного воплощения) информация. Однако скрытая информация становится доступной для адресата благодаря извлечению «невысказанного из высказанного». Она выводится не из значений использованных языковых средств, а из речевой ситуации, контекста, из сопоставления упоминаемых сведений и соотношения сообщаемого с какими-либо другими известными фактами и явлениями реальной или художественной действительности, с другими текстами (это соотношение получило название интертекстуальности, т. е. свойства текста вступать в диалог, перекликаться с другими текстами, включать в себя элементы их сюжета, фабулы, образного строя и др.). Авторы такого рода текстов принимают в расчет имеющийся у адресата багаж знаний, его эмоциональный опыт, способность к логическому и ассоциативному мышлению, коммуникативные навыки. Приемы передачи скрытой информации в текстах разнообразны, к ним, в частности, относятся иносказание, намек, в том числе аллюзии и ___________; сравнение, противопоставление; подтекст, ирония и др. (Е. Геккина).

2. Обратившись к словарям, дайте определения понятий аллюзия, реминисценция, ирония, ассоциация, аннотация, коммуникация, контекст, интерпретация.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности