Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург


V. Упражнение

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.

[…] К ним относят смайлики, рожицы, значки, которые используются в роли междометий, передающих эмоционально-оценочное отношение автора к собеседнику или к содержанию своего сообщения, и за последнее десятилетие значительно расширили выразительный арсенал сетевой письменности. Вообще значков напридумано очень много, ими пестрят блоги, чаты, форумы. Есть целые графиконы (ср. лексиконы) – словари значков, смайликов.

Самый употребительный (и общепринятый) знак – улыбка, сведенная к графическому минимуму: двоеточие плюс скобка: :) Конечно, она может шириться, переходить в смех: :::))) и даже в хохот: :::::))))). Иногда она расплывается на всё лицо и становится знаком радости, счастья. А сколько глаз сияет на этом лице – зависит от степени блаженства (двоеточия в круглых скобках): (:) – радость, (::) – ликование, (:::) – счастье, (:::::) – блаженство, (:::::::) – седьмое небо.

[…] не исключено, что эти знаки используются уже и в другом значении, или эти же значения выражаются другими знаками: омонимия и синонимия среди графем – такое же закономерное явление, как и среди лексем. Главное в графических знаках – быстрота их написания и мгновенная узнаваемость. И если неографемы пришлись вам по душе, пользуйтесь ими! (М. Эпштейн).

Вопросы и задания
1. Какое предложение должно стоять первым в тексте? Мотивируйте свой выбор.
А. Среди неографéм существует много искусственных, одноразовых.
Б. Неографéмы (от греческих корней neo - новый и grapho - пишу) – это новые элементы письма, новые графические знаки.
В. Использование неографéм позволяет быстро и кратко передать эмоции, чувства, настроение, реакцию на письмо собеседника.
Г. О степени новизны или, напротив, употребительности неографéм, к сожалению, трудно судить: поисковые системы не позволяют искать знаки препинания.

2. Какое слово или сочетание слов должно стоять в начале второго абзаца текста, чтобы он имел такие признаки, как смысловая связность и завершенность: поэтому, именно потому, при этом, следовательно?

3. Найдите в тексте градацию. Какими языковыми средствами она выражена?

4. Каково ваше отношение к использованию неографем? Подберите и запишите несколько аргументов, доказывающих пользу или вред включения в письменную речь неографем.

VI. Упражнение

Разбейте приведённые предложения на два самостоятельных текста, устно аргументируя, на каком основании вы отнесли предложение к тому или иному тексту. Выполните задания.

Подтекст – это скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения значения слова с контекстом и особенно – с речевой ситуацией. Монолог Симеонова-Пищика – своеобразная «пьеса в пьесе» со своим текстом и подтекстом, с богатством психологических реакций, с переплетением серьезного и смешного. Оказывается, и смешного помещика посещают мысли о смерти, он способен жалеть и сострадать, он стыдится этого сострадания и не может найти нужных слов. В зависимости от речевой ситуации, от намерений, цели говорящего предметные значения могут стать средством выражения эмоционального смысла, в то время как прямые лексические значения слов перестают формировать и определять внутреннее содержание речи. Аналогично строится монолог Шарлотты в начале второго действия. Она ест огурец и спокойно размышляет об абсолютном одиночестве человека без родины, без паспорта, без близких: «Все одна, одна, никого у меня нет и… кто я, зачем я, неизвестно…» В системе К.С. Станиславского термин «подтекст» приобрел более широкое значение и стал обозначать психологическое состояние персонажа, выраженное в сценической речи. Сходное чувство вдруг обнаруживается в монологах недотепы Епиходова, проглядывает сквозь «галантерейные» словечки и бесконечные придаточные. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер». А ведь это гамлетовское «быть или не быть», только по-епиходовски неуклюже сформулированное! Подтекст может не получить словесного выражения, а прочитываться через жест, мимику, интонацию, строй речи, ритм фразы, которые обнажают душевное состояние персонажа. Таким образом, внешнему сюжету «Вишневого сада» соответствует привычная для реалистической драмы, и Чехова том числе, «речевая раскраска» характеров: бильярдные термины Гаева, просторечие и косноязычие Лопахина, витиеватость Епиходова, восторженность Пищика студенческо-пропагандистский жаргон Трофимова. Но на ином уровне, во внутреннем сюжете возникает общая лирическая стихия, которая подчиняет себе голоса отдельных персонажей.

Задания
1. Запишите и выразительно прочитайте полученные тексты.
2. Определите, к какому стилю и типу речи они принадлежат?
3. Определите средства связи между предложениями в каждом из текстов?

VII. Создаём текст

Прочитайте начало сказки-притчи. Ответьте на вопросы и выполните задания.

«Жили рядом умелый садовник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли цветы и деревья невиданной красоты, у второго буйно росли только чертополох и крапива. И карлик завидовал соседу. Но однажды садовод заметил, что сначала у забора, а затем и по всему саду стали чахнуть цветы и деревья – это соседская зависть перебралась через забор и стала губить все вокруг. И понял садовник, что надо спасать сад. Он вспомнил, что около его дома растёт роза, которая одна в мертвом саду еще цветёт и благоухает…» (М. Никитина, Л. Соколова).

Вопросы и задания
1. Как вы понимаете, что такое притча? Какие притчи вам известны?
2. Напишите продолжение и заключение (финал) сказки-притчи по предложенному началу.
3. Озаглавьте сказку, которую вы написали.

VIII. Создаём текст

Напишите небольшой рассказ на тему одной из известных вам пословиц. Сделайте пословицу зачином или концовкой рассказа.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности