Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург


III. Упражнение

Прочитайте рассказ Феликса Кривина «Многоуважаемый шкаф!», ответьте на вопросы и выполните задания.

В словарях прошлого века нет слова «престиж», хотя и тогда жили люди престижные, то есть достаточно уважаемые. Но было бы странно услышать в те времена:
– Лев Николаевич землю пашет, потому что это престижно.
– Алексей Максимович в люди пошел, потому что это престижно.

Престиж – это не само уважение, это мода на уважение. Дурака нельзя уважать, но если его принято уважать, ему будут оказывать уважение и всюду кричать, что он умный, даже если он настоящий дуб или шкаф... Помните, у Чехова: «Многоуважаемый шкаф!»

В мире существует закон всемирного притяжения, но одни люди притягивают людей, и их называют душой общества, другие же притягивают только предметы, и их, в зависимости от силы притяжения, называют хапугами, обиралами, рвачами, а то и просто ворами.

Одушевленных притягивают одушевленные, неодушевленных – неодушевленные.

Скажи мне, что ты притягиваешь, и я скажу, кто ты.
– Ты меня уважаешь, шкаф?.. Я тебя уважаю...

Вопросы и задания

1. Определите по толковому словарю значение слова престиж, подберите к нему синонимы. Определите значения слов хапуга, обирала, рвач. К какому пласту лексики они относятся и какую стилистическую роль играют в рассказе?

2. Сформулируйте письменно проблему и основную мысль (авторскую позицию) текста. Какое значение для понимания авторской позиции имеет заглавие рассказа? Найдите и прокомментируйте выразительные средства, которые встречаются в тексте Ф. Кривина. Как они помогают понять авторскую позицию?

3. Узнали ли вы «персонажей» миниатюры Кривина?

4. Докажите, что перед вами текст, а не цепочка предложений. Найдите в тексте слова-связки и определите, к каким частям речи они относятся.

5. Укажите предложения, связанные между собой только по смыслу.

IV. Упражнение

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Место распол..жения главной рез..денции российских императоров определил сам Петр Великий. 2) Первый дом для «зимнего пр..бывания царя» был срублен из дерева в 1708 году. 3) Всего в Петербурге было построено шесть разных по размерам «Зимних». 4) На постройку главного Зимнего дворца было израсходовано 2,5 ми(л,лл)иона рублей золотом. 5) Сумма по тем временам огромная. 5) Эти деньги соб..рали, в основном, с народа, повышая налоги и пополняя бюджет строительства (за)счет сборов на вино. 6) Именно поэтому средств на украшение царской рез..денции не жалели – о..делка Зимнего дворца была поручена лу..шим русским и иностра(н,нн)ым мастерам. 7) Полы в большинстве помещений были покрыты узорчатым п..ркетом из це(н,нн)ых пород дерева. 8) Живописные пл..фоны зрительно увеличивали высоту потолков. 9) Огни сотен светильников отражались в полирова(н,нн)ом мраморе, привезё(н,нн)ом из Италии, и стёклах зеркал, доставле(н,нн)ых из Парижа… 10) Однако это великолепное убранство сохранилось не полностью: в 1837 году в Зимнем произошел пожар. 11) Попытки пожарных справиться с огнем не увенчались успехом. 12) К несчастью, дворец выгорел почти (до)тла, спасти удалось только здание Эрмитажа. 13) Но вскоре после пожара Николай I распорядился начать во дворце во(с,сс)тановительные работы. 14) Знаменитый Зимний дворец возродился за 15 месяцев, к марту 1839 года. 15) Несомненно, только благодаря усилиям строителей и архитекторов удалось столь быстро во(с,сс)тановить лучшее арх..тектурное сооружение русского б..рокко середины XVIII века (Н. Налимова, Л. Архипова).

Задания
1. Определите тему текста и озаглавьте его. Предложите несколько вариантов заголовка.

2. Найдите в тексте пары предложений, связанных при помощи 1) сочинительных союзов; 2) вводных слов; 3) синонимов; 4) тематических групп слов; 5) указательных местоимений; 6) лексического повтора; 7) видо-временной соотнесённости глагольных форм; 8) синтаксического параллелизма; 9) однокоренных слов; 10) смысловой связи. Укажите случаи одновременного использования нескольких способов связи.

3. Укажите предложения, соединенные а) последовательной (цепной) связью; б) параллельной связью.

4. Определите значение слов рез..денция, пл..фон, б..рокко. К каким словарям нужно обратиться, чтобы определить значение этих слов?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности