«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Урок – исследование по теме: "Повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография"
Визитиу
Светлана Александровна
Бутурлиновская средняя общеобразовательная
школа №1
г. Бутурлиновка Воронежской обл.
Эпиграф к уроку (записан на доске):
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Цель
урока: Вспомнить с учащимися основные понятия раздела "Словообразование"; выявить
связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения
о морфемах; повторить способы образования слова; повторить морфемный разбор слова;
развивать и обогащать речь учащихся; попутно повторить орфографию.
Оборудование:
плакаты "Морфемы" (значимые части слова), "Способы словообразования", "Однокоренные
слова и формы слов", школьный словообразовательный словарь (или словарь строения слов),
карточки (графические).
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
Цель урока – повторить и
вспомнить всё то, что изучили и чему научились, работая по теме "Словообразование.
Состав слова". Сегодня мы будем
работать как сотрудники лаборатории НИИ. Вам предстоит серьёзная исследовательская
работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические
закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных
умений, начнем с теории.
- Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
- Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"?
(т. к. несет информацию о слове).
- На какие виды делятся морфемы? ( , , , ).
А теперь учителю помогут консультанты. Они дают определение, а вы угадаете, какая это морфема
(почти как телеигра "Угадай мелодию").
1 консультант: "Это
главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных
слов" (Корень).
2 консультант: "Это значимая
часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).
3 консультант: "Это изменяемая
значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании
и предложении" (Окончание).
4 консультант: "Это значимая
часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).
"Полетное" повторение
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали?
(определение приставки и суффикса, различаются местоположением
по отношению к корню).
- Запись в тетрадях учащихся:
 |
- заключено лексическое значение |
 |
- образуют новые слова |
 |
 |
- образует формы слов |
На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )
-
Что такое основа?
-
Как называются слова с одним и тем же корнем?
-
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое
значение слова)
-
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например:
носик-носить называются….? (омонимичными)
-
Чем различаются формы слова и однокоренные слова?
(Ответ у доски, у плаката).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные
слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного
слова входит значение корня, например: проход,
проходной, проходить.
А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова,
изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым,
например: проход , проход ,
проход ).

|