Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Урок – исследование по теме: "Повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография"

Визитиу Светлана Александровна
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №1
г. Бутурлиновка Воронежской обл.

 

Эпиграф к уроку (записан на доске):

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

 

Цель урока: Вспомнить с учащимися основные понятия раздела "Словообразование"; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь учащихся; попутно повторить орфографию.

Оборудование: плакаты "Морфемы" (значимые части слова), "Способы словообразования", "Однокоренные слова и формы слов", школьный словообразовательный словарь (или словарь строения слов), карточки (графические).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Цель урока – повторить и вспомнить всё то, что изучили и чему научились, работая по теме "Словообразование. Состав слова". Сегодня мы будем работать как сотрудники лаборатории НИИ. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

- Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
- Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
- На какие виды делятся морфемы? (, ,, ).

А теперь учителю помогут консультанты. Они дают определение, а вы угадаете, какая это морфема (почти как телеигра "Угадай мелодию").

1 консультант: "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).

2 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).

3 консультант: "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).

4 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).

"Полетное" повторение

  • Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

  • Запись в тетрадях учащихся:

    - заключено лексическое значение
    - образуют новые слова
    - образует формы слов


  • На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )

  • Что такое основа?

  • Как называются слова с одним и тем же корнем?

  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)

  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)

  • Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).

    (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).

Таблица

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности