Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

КАК СОЗДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ
Урок развития речи в 8 классе
Анализ художественного очерка К. Г. Паустовского «Мещерский край»

(продолжение)

Лифоренко Е.К.
Школа 348 Невского района Санкт-Петербурга

  1. Работа с третьим абзацем.
    Принцип работы с третьим абзацем тот же, что и с первыми двумя. Необходимо выписать ряд имён существительных, дающих ответ на вопрос: «Что можно услышать в Мещерском крае?» Своеобразие новых существительных очевидно: все они передают звуки, в них заключено действие. Учитель предлагает убедиться в «отглагольной» природе записанных слов, проведя их словообразовательный анализ (гул – от гудит; крик – от кричит; свист – от свистит и т. д.).
    В тетрадях появляются записи отглагольных существительных с зависимыми словами:
    - гул лесов
    - крики перепелов и ястребов
    - свист иволги
    - стук дятла
    - вой волков
    - шорох дождей
    - плач гармоники
    - пение петухов
    - колотушка деревенского сторожа

    Учитель предлагает определить способ связи слов в получившихся словосочетаниях. Это управление. Далее проводится эксперимент: замена управления согласованием (лесной гул, перепелиные и ястребиные крики, иволгин свист, петушиное пение и т.д.). Эти словосочетания записываются рядом с уже имеющимися.
    Закономерны вопросы:
    - почему писатель использует управление, а не согласование?
    - какой способ описания вам как читателю нравится больше и почему?

    Как правило, дети соглашаются с Паустовским и говорят о том, что использование управления, когда зависимое существительное имеет большую степень свободы, чем зависимое прилагательное при согласовании, делает «нарисованную» писателем картину достоверной и доступной воображению.

Таким образом, в контекст урока развития речи органически вписывается повторение важнейших разделов русского языка: синтаксиса и словообразования; неформальное освоение одного из сложных и трудных для детского понимания способов образования слова – бессуффиксного. А логика художественного исследования подсказывает детям глубокую взаимосвязь, существующую между языковыми механизмами (синтаксическими, словообразовательными) и художественной тканью произведения.

Итогом урока может стать обсуждение названия художественного очерка. «Мещерский край» - авторское название. Дети предлагают названия, в которых звучит отношение автора к мещерской земле: «Неповторимый край», «Притягательная сила Мещерского края». Какое название предпочтительней? Пробуем угадать логику писателя. В этом детям поможет анализ грамматических основ предложений с последующими выводами об одно- и двусоставности предложений. Паустовский в основном использует безличные полные и неполные предложения, в контексте повествования приобретающие обобщённый характер: «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств…», «Что можно увидеть в Мещерском крае?», «Что можно услышать в Мещерском крае?» А «главными лицами» трёх двусоставных предложений становятся существительные «край», «прелесть» и «разнообразие» русской природы. Синтаксическая зоркость позволяет сформировать читательскую зоркость: для детей не может остаться незамеченным то скромное место, которое отводит себе писатель. Он – лишь благодарный созерцатель и поклонник края, который останется прекрасным, даже не будучи воспетым мастером русской прозы.

Закономерным продолжением проведённого урока может стать знакомство с творчеством И.И. Левитана и с одной из его картин («Вечерний звон», например). Детям, пережившим встречу с художественным миром К.Г. Паустовского, будет интересно сравнить произведения писателя и художника. Кроме того, интересной может оказаться попытка стилизации: описание увиденной картины «по Паустовскому».

Но это уже совсем другая история…


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности