Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

КАК СОЗДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ
Урок развития речи в 8 классе
Анализ художественного очерка К. Г. Паустовского «Мещерский край»

Лифоренко Е.К.
Школа 348 Невского района Санкт-Петербурга

Идея подсказана уроком «Развитие речи. Изложение с описанием местности» в книге Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8 классе» «Просвещение» 2007 год.

 

Цель: познакомить учащихся с творческой лабораторией писателя; научить использовать знания, полученные на уроках русского языка (особенности синтаксического строения словосочетания, словообразование) в типе речи - описании.

Ход урока.

Чтение текста.

Мещерский край

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана, но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поёмные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном, в Мещерском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осокой, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник. Вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятла, вой волков. Шорох дождей в рыжей хвое. Вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Необходимо доказать, что наличие трёх абзацев оправданно.
Учащиеся определяют микротему каждого абзаца. Составляют план. Записывают первичный заголовок. Следовательно, формулируют тему. Тип речи известен – описание. Стиль – художественный. В 8 классе, как правило, дети уже умеют определять и стиль, и тип речи самостоятельно.

  1. Наблюдение над ритмом отрывка.
    Как ритм участвует в создании образа Мещерского края?
    За счёт чего создаётся плавный неторопливый ритм?
    Дети приходят к выводу, что ритмичность прозы создаётся благодаря параллельному способу связи предложений, анафорам, использованию неполных предложений и «долгих» рядов однородных членов предложения.

  2. Работа с первым абзацем.
    Содержание первого абзаца – ответ на вопрос: чем Мещера привлекает писателя? Отвечая на вопрос, дети ищут и записывают ключевые имена существительные: красота, богатство, прелесть, разнообразие. Приходят к выводу, что поделиться чувствами, подвести итоги многолетних раздумий писателю помогают не только глаголы, но и отвлечённые существительные. Проведя словообразовательный анализ выписанных слов, учащиеся видят, что образованные от прилагательных существительные (красота – от красивый, богатство – от богатый, прелесть – от прелестный, разнообразие – от разнообразный) помогают создать целостный обобщённый образ Мещерского края и выразить отношение к нему автора.
    Композиционным центром первой части является сравнение Мещеры с картинами Левитана. Учитель намеренно не заостряет внимания детей на этом сравнении, а пока лишь указывает на него.

  3. Работа со вторым абзацем.
    Продолжается словарная работа. Отвечая на вопрос: «Что можно увидеть в Мещерском крае?», участники урока записывают видеоряд - «пейзажные» имена существительные (в столбик). Затем рядом дописываем зависимые от них слова, преимущественно прилагательные. Получается следующая запись:
    - цветущие или скошенные луга
    - сосновые боры
    - поёмные и лесные озёра
    - пахнущие… стога
    - обширные болота
    - одинокие обугленные от старости избы
    - пески
    - можжевельник
    - вереск
    - косяки журавлей
    - знакомые… звёзды

    Учащимся предлагается проанализировать словосочетания с точки зрения их строения, грамматического значения и способа связи слов. Следует прийти к выводу, что основу описания второй части составляют словосочетания, обозначающие предмет и его признак, состоящие из существительных – главных слов и прилагательных или причастий в качестве зависимых слов, способ связи – согласование. Здесь следует задать вопрос: какова роль причастных оборотов, выступающих в качестве «зависимых слов»? Плодотворен разговор и об эпитетах (они же зависимые слова). Вопрос: почему «пески», «можжевельник», «вереск» не имеют зависимых прилагательных-эпитетов? – подключает воображение. Дети без труда находят ответ: эти существительные говорят сами за себя, мы видим тёмно-жёлтые пески, зелёный суховатый стройный можжевельник, розоватый вереск. Если с можжевельником и вереском возникают затруднения, есть повод обратиться к толковому словарю. Здесь Паустовский даёт наглядный урок экономии лексических средств языка.


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности