Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

Сочинение на лингвистическую тему
Конспект урока

(окончание)

Полякова Т.И.,
Учитель русского языка и литературы гимназии № 405
Красногвардейского района Санкт-Петербурга


  1. Устная работа с классом (обсуждение текста, выводы).

    Примерный ход рассмотрения текста.

    Чтобы написать сочинение на заданную тему, надо прежде всего убедиться, что предложенный вам текст по типу речи представляет собой рассуждение, то есть найти тезис, доказательство, вывод.

    Данный текст является рассуждением, т. к. в нем есть все три части, обязательные для этого типа речи. Посмотрим, присутствуют ли в тексте вводные слова и какую роль они играют для построения текста.

    Тезисом является мысль о том, что ролевые компьютерные игры очень привлекательны для человека, но одновременно и опасны: может возникнуть игровая зависимость, когда человек предпочитает виртуальный мир реальному. Помогают ли вводные слова сформулировать тезис?
    – Да, это слова «возможно» и «вероятнее всего» в предложениях (2) и (5).
    – Во второй части рассуждения вводные слова «во-первых, во-вторых, кроме того» (предложения 9, 10, 11) позволяют последовательно и логично доказать, почему компьютерные игры настолько увлекательны, что может возникнуть опасный момент формирования зависимости от игры.
    – Вводное словосочетание «одним словом» подводят к заключению о верности выдвинутого тезиса.

    Таким образом, вы убедились на примере текста Ж. Идрисовой, что вводные слова действительно уместно использовать в тексте-рассуждении.

    Теперь вам предстоит написать об этом небольшое сочинение. Ваше сочинение по типу речи тоже должно быть рассуждением, т.е. состоять из тезиса, доказательства и вывода.
    Вашим тезисом будет утверждение, сформулированное в теме сочинения, поскольку вы только что убедились в его справедливости при анализе предложенного текста.
    При доказательстве вашей точки зрения необходимо привести 2 примера из прочитанного текста (у вас есть возможность привести даже 3 примера: участие вводных слов в построении тезиса, доказательства, вывода).
    В заключении вы можете сказать, что вводные слова не только уместны, но и очень полезны в тексте-рассуждении. Те, кто хочет написать нестандартное заключение, могут использовать для этого слова поэта А. Кушнера.

    Сочинение можно начать прямо с тезиса – вашего утверждения, что вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении. Можно начать и с небольшого вступления, например, о том, что такое вводные слова. В любом случае это должна быть небольшая работа, но она должна быть завершенной и содержать не менее 50 слов. Нельзя забывать и о трехчастной композиции рассуждения, т.е. в сочинении нужно выделить не менее трех абзацев.

    На выполнение всей экзаменационной работы по русскому языку (ГИА) дается 4 часа (240 минут). На написание сочинения отводится приблизительно 60 минут: написание черновика полностью, его проверка, аккуратное переписывание на бланк чистовика.

    Сейчас на написание черновика вам выделяется 15 минут (с учетом того, что мы уже обсудили, как выполнить эту работу). Затем мы прочитаем и обсудим ваши сочинения.

  2. Письменная работа учащихся.

  3. Итоги урока. Рефлексия.

    Чтение нескольких работ, обсуждение. При обсуждении следует обратить внимание на логику перехода от одного абзаца к другому, напомнить выражения, которые употребляются при переходе от тезиса к доказательству (докажем это, это можно доказать так, в этом легко убедиться на примере текста, это объясняется следующим и др.), а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными. При переходе к аргументу-примеру употребляются слова и сочетания: например, приведем пример, вот один из ярких примеров и др. Вывод может быть связан с доказательством посредством слов: поэтому, вот почему, следовательно, итак, таким образом, из всего сказанного следует… и др.

  4. Домашнее задание: отредактировать черновик и переписать в чистовом варианте.

Литература к уроку:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы. – М.: «Дрофа», 2004.

Пособие по русскому языку Егораевой Г.Т. «ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания». – М., 2009.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности