Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАСС
Сочинение на лингвистическую тему
Конспект урока

Полякова Т.И.,
Учитель русского языка и литературы гимназии № 405
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Тема урока. Сочинение на лингвистическую тему «Роль вводных слов в тексте-рассуждении».

Цели и задачи урока.

Обучающая цель:

  • повторение и обобщение материала по темам: «Вводные слова и словосочетания, группы вводных слов по их значению», «Типы речи. Строение текста типа рассуждения»

  • знакомство учащихся с приемами написания небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по данному тексту

Практическая цель:
  • написание сочинения-рассуждения на тему: «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении»

  • подготовка к ГИА

Воспитательная задача: воспитание ответственного отношения к работе с персональным компьютером.

Развивающая задача: формирование умения определять микротемы текста и разбивать текст на абзацы, развитие навыков создания текста типа «рассуждение».

Технологии. В ходе урока используется интегративная образовательная технология, а также технология развития критического мышления.

Ход урока.

Организационные моменты. Приветствие. Запись в тетрадях даты и темы урока.

Слово учителя.

На уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. «Лингвистика – наука о языке, языкознание» – так определяется это понятие в словаре русского языка С.И. Ожегова. Давайте разберемся, какая тема является лингвистической. Ответьте на вопрос: «Какой словарь русского языка вы можете назвать лингвистическим?» – Толковый. – А орфографический? А словарь синонимов? – Любой словарь русского языка можно назвать лингвистическим, т. к. эти словари содействуют изучению и пониманию языка, правильному написанию слов и предложений. Так и тему можно назвать лингвистической, если она посвящена языкознанию, изучению какого-либо раздела науки о языке. Тема сегодняшнего урока – «Роль вводных слов в тексте-рассуждении». Нам предстоит разобраться, могут ли вводные слова помочь составить текст- рассуждение.

Повторяем пройденное: фронтальная беседа.

Ответьте устно на вопросы:

  1. Какие слова называются вводными и какие вы знаете группы вводных слов по их значению? Приведите примеры.
    – Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. По значению выделяются следующие основные группы вводных слов: а) слова, выражающие оценку реальности сообщаемого: возможность, уверенность, предположение; б) слова, выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому; в) слова, указывающие на источник высказывания; г) слова, указывающие на последовательность высказывания, на связь мыслей; д) слова, указывающие на способы оформления мыслей.

  2. Каковы особенности строения текста типа рассуждения?
    – Тип речи «рассуждение» характеризуется трехчастной композицией: тезис, доказательство, вывод.

  3. Давайте вспомним, что представляют собой эти три части рассуждения.
    Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста.
    Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
    Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.

  4. Какие вводные слова могут помочь сформулировать предположение, тезис?
    – Это такие вводные слова, как возможно, вероятно, вероятнее, всего, очевидно.

  5. Могут ли вводные слова помочь построить доказательство?
    – Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того и др.

  6. Помогут ли вводные слова составить вывод, заключение?
    – Это слова итак, одним словом, следовательно, таким образом.

  7. Какой можно сделать вывод?
    – Вводные слова уместно использовать в тексте рассуждении.

Сегодня вы будете учиться выполнять задание части 3 ГИА С2.1 – сочинение на лингвистическую тему. Чтобы выполнить задание, необходимо воспользоваться предложенным на экзамене текстом.

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности