Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

Сложное предложение. Бессоюзные и союзные предложения
Конспект урока

(продолжение)

Полякова Т.И.,
Учитель русского языка и литературы гимназии № 405
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    За время самостоятельной работы учащихся учитель приготовил на доске предложения для следующей работы по заданию: определи смысл простых предложений в сложном и устрани нелепости, переставив знаки препинания.

    1. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы. 2. Распустились листья, на деревьях и в траве застрекотали кузнечики. 3. Заяц задрожал: от страха прямо на него шел охотник. 4. Мы замерли: с испуганным выражением лица сахарница упала на пол.

    Устно учащиеся выполняют это задание. Делают заключение о том, что предложение – это связанные между собой по смыслу и грамматически слова, а также о том, что предложение отличается интонационной законченностью.
    После чего предлагается выполнить задание на полученных листках: зачеркни неправильные и расставь правильные знаки препинания.

    Кисель там варят из резины,
    Там шины делают из глины,

    Кирпич там жгут из молока,
    Творог готовят из песка,

    Стекло там плавят из бетона,
    Плотины строят из картона,

    Обложки там из чугуна,
    Там варят сталь из полотна,

    Кроят рубахи из пластмассы,
    Посуду делают из мяса,

    Котлеты стряпают из сажи,
    Там ваксу делают из пряжи,

    Прядут там нитки из сукна,
    Костюмы шьют из толокна,

    Кисель там варят…

    Перед выполнением задания учащийся читает начало этого стихотворения. Всем ученикам предлагается ответить на вопрос: правильно ли в стихотворении определены границы простых предложений? Если неправильно, то почему? Далее учащиеся индивидуально расставляют знаки препинания в тексте, учитывая необходимость смысловой связи слов в предложении. После этого один из учеников читает вслух, показывая интонацией границы простых предложений.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Сделаем вывод, как правильно определить, какое предложение называется сложным?
    – Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным.

    Что еще нового вы узнали на уроке?
    – Сложное предложение богаче объединившихся в него простых.

    Что помогает нам определить границы простых предложений в составе сложного?
    – Грамматические основы предложений, смысловая и интонационная законченность, союзы.

  2. Домашнее задание: §24, упражнение № 326 [1, 2]

  3. Литература к уроку:

    1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы. – М.: «Дрофа», 2009.

    2. Купалова А.Ю., Еремеева А.П.и др. Русский язык. Практика, 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009.

    3. Угроватова Т.Ю. Русский язык, 5 класс, «Подсказки на каждый день». – Калининград, 1994.

    4. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку, 5 класс, 1 полугодие. – СПб.: «Паритет», 2003.


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности