Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС
Сложное предложение. Бессоюзные и союзные предложения
Конспект урока

Полякова Т.И.,
Учитель русского языка и литературы гимназии № 405
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема урока. Сложное предложение. Бессоюзные и союзные предложения.

Цели и задачи урока.
Обучающая цель: дать понятие о союзных и бессоюзных сложных предложениях и о значении союзов в сложном предложении.
Практическая цель: научить составлять союзные и бессоюзные сложные предложения, ставить запятую на границе двух простых предложений в составе сложного.
Развивающая задача: формировать умение интонационно правильного прочтения сложного предложения.

Ход урока.

  1. Организационные моменты. Приветствие, выдача проверенных тетрадей.

  2. Проверка домашнего задания.
    На доске один из учащихся производит разбор по членам предложения одного предложения из домашнего упражнения. За это время учитель проверяет с классом, как были вставлены пропущенные буквы в домашнем упражнении, какими правилами руководствовались ученики при постановке букв, в каких морфемах [2, упражнение 254].
    Вызванный ранее к доске учащийся объясняет разбор по членам предложения, дает определение второстепенных членов предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
    Тетради с домашними заданиями учитель собирает для проверки. В полученных тетрадях записывают дату и тему урока.

  3. Объяснение нового материала.
    Слово учителя. В четвертом классе вы получили начальное представление о сложном предложении. Какое предложение называется сложным? Ответ учащегося: «Предложение, в котором две и более грамматических основ, называется сложным». Давайте подумаем, какое определение более правильное: то, которое мы слышали сейчас, или «Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным»? Учащиеся высказывают свою точку зрения, после чего читают вслух из учебника теории §24 [1] определение сложного предложения, а после него определение союзного и бессоюзного сложных предложений. Учащиеся записывают в тетради с доски схему классификации сложных предложений:

    сложные предложения союзные
      бессоюзные

    Давайте разберемся, зачем простые предложения объединяют в сложное? Приводит ли это к чему-то новому? Запишем два простых предложения:

    Записка была на немецком языке. Сержант не понял её.

    Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя.

    Теперь составим сложное предложение с союзом «и»:

    Записка была на немецком языке, и сержант не понял её.

    Узнаем ли мы новую информацию? Да, мы дополнительно узнаем, что сержант не знал немецкого языка, хотя прямо об этом не говорится. Теперь переменим союз:

    Записка была на немецком языке, но сержант не понял её.

    Это дает новые сведения: сержант знал немецкий язык. И, наконец, еще раз переменим союз:

    Хотя записка была на немецком языке, сержант не понял её.

    Дополнительный смысл: сержант обязательно должен был понять эту записку.

    Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. Что же богаче: простые предложения или сложное, объединившее в себе эти простые? Да, сложное предложение богаче объединившихся в него простых. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.

  4. Задания для самостоятельной работы.
    Из записанных на доске двух простых предложений составить и записать три сложных, используя разные способы соединения простых предложений в сложные.

    Неожиданно между облаками появилось солнце. Снег заискрился и засверкал крошечными радугами.

    После выполнения прочесть, указать союзные и бессоюзные предложения.
    Из упражнения № 325 учебника «Практика» [2] выписать только сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы. После выполнения учитель предлагает ученикам прочесть, назвать грамматические основы. Вместе сделать выводы:

    • количество простых предложений в сложном определяется по числу грамматических основ;

    • у каждого из простых предложений своя территория, границы которой отмечаются знаками препинания;

    • смысл, интонация и в особенности слова-ориентиры (союзы, местоимения) – вот что подсказывает границы простых предложений в составе сложного.


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности