Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

(продолжение)

Моисеева Е.К.
учитель русского языка и литературы
высшей категории, магистр филологии
ГУО «Гимназия №2 г.Витебска»
(г. Витебск, Республика Беларусь)

 

Эстетическое воспитание, как уже отмечалось выше, является важной составляющей уроков литературы, поскольку не так много в школе предметов, позволяющих прикоснуться к прекрасному не только в слове, но и в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре. Раздел «Резцом и кистью» позволил познакомиться с оперой А. Бородина «Князь Игорь», познакомиться с иллюстрациями «Слова…», различными его изданиями, совершить виртуальную экскурсию на Украину, где в Луганской области у реки Северский Донец есть памятный знак князю Игорю, в Новгороде-Северском и Путивле – Ярославне, в Ялте и Трубчевске – Бояну.

Обобщения ребят после подобной исследовательской работы глубокие, осмысленные. Например, творческая группа для четвертого, итогового, раздела «Песнь Любви» создала видеофильм «С чего начинается Родина?» (сопровождает его одноименная песня в исполнении Марка Бернеса), где проведена параллель между воинством XII века и XX, людьми, защищавшими Родину от половцев и фашистов, затронута тема памяти.

Непосредственно на уроке учащиеся не только представляют проекты, но и рецензируют выступления одноклассников, отмечая достоинства, недостатки, дополняют новыми идеями, оценивают; возникает атмосфера сотрудничества: привычная парадигма «учитель-ученик» незаметно заменяется парадигмой «коллега-коллега».

Ю.Н. Егорова, кандидат педагогических наук, отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, потому что:

• усвоение знаний происходит по желанию учащихся, а не по необходимости;
• мультимедиа воспринимается радостно, что в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, предоставляется возможность рефлексировать, т. е. оценить себя на фоне деятельности других учеников;
• выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
• создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т. д.;
• создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования; ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
• предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей [1].

Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства [5].

Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют, развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний [2].

Конечно, главным на уроке литературы должно оставаться слово писателя, его анализ; технология мультимедиа призвана способствовать усилению воздействия на учащихся посредством создания эмоциональных или мнемонических связей, предоставлять визуальные/аудиальные образы/объекты, иллюстрировать явления, события, проводить виртуальные экскурсии, путешествия не только в пространстве, но и во времени. Важно и то, что представленная технология способствует формированию у учащихся таких компетенций, как коммуникативная (умение высказывать свою точку зрения, понимание точки зрения собеседника, ведение дискуссии и т. д.), информационная (владение новыми информационными технологиями, осознание диапазона их применения), межкультурная (способность понять представителей другой культуры, способность уважать индивидуальность, в том числе и собственную).

 

Литература:

1. Егорова Ю.Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 1995г.- С. 101-103.

2. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.

3. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 110

5. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 1999.

 

31.01.2018

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности