Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Моисеева Е.К.
учитель русского языка и литературы
высшей категории, магистр филологии
ГУО «Гимназия №2 г.Витебска»
(г. Витебск, Республика Беларусь)


XXI век – век информационных технологий, имеющих огромный диапазон возможностей для совершенствования, оптимизации учебного процесса. Учитель XXI века не может не использовать в своей деятельности дидактические средства, предлагаемые информационно-компьютерными технологиями (ИКТ), поскольку последние обладают значительным развивающим потенциалом. Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много и media - medium – средоточие; средства) – электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.), одновременное использование разных форм представления информации и ее обработки в едином объекте. Мультимедийные технологии – одно из интересных и перспективных направлений информатизации обучения, поскольку в процесс восприятия учебного материала вовлекается большинство чувственных компонентов обучаемого через восприятие текста, звука, графики, фотографий, видеоматериалов. Использование мультимедиа способствует решению важной задачи гуманизации процесса обучения, поскольку большое внимание уделяется развитию учащегося, формированию его индивидуальности, подготовке к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, актуализации их деятельности. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны также способствует повышению интереса к процессу познания и саморазвития. Организация занятий с применением мультимедийных технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала.

Безусловно, проблема недостаточной компьютерной оснащенности современных школ остается актуальной. Но это вовсе не означает, что не следует идти новым, интересным, захватывающим путем освоения мультимедиа: учитель должен быть интересен ученикам, должен уметь разговаривать с ними на одном языке, в том числе и языке ИКТ.

Неоспорим тот факт, что уроки литературы, кроме всего прочего, призваны формировать эстетический вкус учащихся. Умение ценить прекрасное приходит в процессе соприкосновения с ним, поэтому виртуальные путешествия, экскурсии, просмотры эпизодов театральных постановок ведущих театров мира, лучших экранизаций, моноспектаклей и т. д., безусловно, способствуют гармонизации личности.

Обзорные темы, предваряющие изучение литературных произведений определенной эпохи, среди прочего призваны познакомить учащихся с культурологическими особенностями того или иного периода. Например, изучение литературы начала XX столетия невозможно, на наш взгляд, без знакомства с художественными течениями в изобразительном искусстве; виртуальная экскурсия по музеям мира позволяет не только познакомиться с кубизмом, импрессионизмом, экспрессионизмом, дадаизмом и другими направлениями в живописи, но и понять дух эпохи рубежа веков.

Более глубокому, интересному, запоминающемуся знакомству с жизнью и творчеством писателя способствует создание мультимедийных проектов, включающих в себя не только фотодокументы и исторические справки, но и видеоматериалы, фрагменты лекций ученых-филологов или передач о писателе, произведения других видов искусства, созданные им (например, вальсы А.С. Грибоедова, пейзажи М.Ю. Лермонтова).

Первичное восприятие поэтического текста становится более ярким, многоплановым, если учащиеся слышат произведение в исполнении автора (например, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и других) или профессионального актера (чтение «Реквиема» А.А. Ахматовой Михаилом Казаковым, «Черного человека» С.А. Есенина Сергеем Безруковым и др.).

Достучаться до сердец ребят, затронуть тонкие струны их души помогают порой яркие эпизоды экранизаций. Никого не оставляет равнодушным сцена из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека», когда Андрей Соколов сообщает Ванюшке, что является его отцом. Ощутить колорит казачьей станицы позволяют первые сцены киноэпопеи С.А. Герасимова «Тихий Дон». Не менее интересными могут быть дискуссии, разворачивающиеся после знакомства с произведением в процессе сопоставления экранизации и собственного видения героя, экранизаций разных эпох («Героя нашего времени» Станислава Ростоцкого (1967г.) и Александра Котта (2006г.)), стран («Евгения Онегина», снятого Романом Тихомировым в 1958г. по опере П.И. Чайковского, и «Онегина» Марты Файнс (1999г.)). Режиссерское прочтение классики вызывает неподдельный интерес, например: почему Лука в экранизации «На дне» Владимира Котта (2014 г.) является подростком-беспризорником, а не 60-летним стариком? почему история обитателей ночлежки актуальна сейчас? кому интересен этот фильм?

Мультимедийные технологии позволяют создавать виртуальные журналы. Например, в процессе изучения «Слова о полку Игореве» учителем и учащимися создается интерактивный литературно-художественный альманах «Песнь Родине – песнь Любви», состоящий из разделов «Слово о полку Игореве и жизнь», «Историческая память народа», «Резцом и кистью», «Песнь Любви» [Приложение]. Последний урок изучения «Слова о полку Игореве», на котором учащиеся представляют групповые (индивидуальные) проекты, имеет следующие цели:

• обобщение и систематизация изученного материала;
• развитие речевых, аналитических умений и навыков;
• расширение кругозора учащихся;
• воспитание патриотического духа.

Безусловно, трудоемким является этап подготовки подобного журнала как для учащихся, так и для учителя, поскольку включает в себя сбор материала, его анализ, подбор видеоряда, музыкального сопровождения, составление презентации, текста защиты проекта, коллегиальное (учитель + учащийся (учащиеся)) редактирование последнего.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности