Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОДУКТИВНАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ С АНАЛИЗОМ ТЕКСТА

А. И. Синица,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

В современном обществе проблема взаимодействия людей, взаимопонимания между ними зависит от умения человека использовать полученные ранее навыки для успешной социализации человека и для понимания поведенческих особенностей. Данные навыки закладываются и при работе с литературным материалом и визуальным текстом. Использование опыта анализа общения героев в произведениях художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности помогает и в речевом самосовершенствовании, и во взаимодействии с другими людьми. При составлении разработки, направленной на выявление более продуктивных методик работы с анализом текста, необходимо обратиться к особенностям смыслового восприятия текста, которое обеспечивается четырьмя основными мыслительными процессами со стороны реципиента: чтением, интерпретацией, пониманием и осмыслением [1]. При обращении к теме «Общение» необходимо подкрепить материал терминологией: коммуникация, вербальная коммуникация и невербальная коммуникация. Именно эти термины помогут раскрыть единство поведенческой специфики людей с их произнесенными словами или действиями.

Немаловажную роль анализа поведенческих особенностей играет универсальность такой методики как для учителей предметов гуманитарного цикла (история, русский язык, литература, иностранные языки), так и для педагогов системы дополнительного образования в направлении журналистика, психология, паралингвистика.

Данную разработку можно реализовать как полностью, так и выборочно, отбирая материал по направлению вашей работы.

Если вы хотите обратиться к более глубокому анализу текста, то можно использовать принцип кластерной записи вербальной и невербальной коммуникации по выбранному фрагменту: произнесенная фраза – сопровождающая реплику система невербальной коммуникации. Это подходит для начального анализа текста по литературе. Понадобится проблемно-поисковый метод при выстраивании кластера.

Если вам нужна данная методика при работе на русском языке, обратитесь к глаголам говорения при анализе вербальной коммуникации и глаголам-действия при анализе невербальной коммуникации. Это поможет проработать зависимость выражения коммуникации на письме с помощью определенных словоформ.

С точки зрения журналистики успешным будет обращение к анализу элементов «Теории Лжи» при работе с вербальной и невербальной коммуникациями, для более активного освоения рекомендовано использование медиа-текста.

При работе с невербальной коммуникацией в рамках иностранного языка успешным станет работа со сравнительно-сопоставительным анализом нескольких культур. Для этого можно использовать как неадаптированные тексты произведений, так и перевод на язык-носитель, что поможет увидеть разницу и в поведенческих особенностях, и в трактовке данных поведений с помощью перевода на другой язык.

 


Литература:

1. Шелестюк Е.В. Этапы и закономерности смыслового восприятия текста//Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. 2 (023). 160 с. С. 85-90.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности