Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

 

Заключение

Обобщая опыт использования метода проекта и анализируя полученные образовательные результаты, можно сделать следующие выводы:

Вся работа по реализации творческого проекта, предполагающего конечный результат, в данном случае – создание антологии современного рассказа, требует чётко продуманной структуры (о ней рассказано в начале статьи). В связи с этим очевидна ведущая роль учителя в начале работы. Помощь словесника необходима учащимся в первую очередь при организации выполнения домашнего задания, а также на этапе консультаций и групповой работы над текстами. Здесь важно пробудить и сохранить интерес учащихся к предстоящей работе. Это может быть достигнуто и отбором произведений для чтения (могут быть использованы различные приёмы, хорошо знакомые учителям: анкетирование, интервью, рекомендации родителей и др.), и особенно уроком- интерпретацией произведения, выбранного учителем. В последующей работе акцент переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

В основе этой самостоятельной работы – деятельность учащихся, подчинённая созданию конечного результата. В процессе такого рода деятельности стимулируется творческий потенциал участников проекта, самостоятельность, совершенствуется вкус, формируется ответственность за результаты своего труда, происходит освоение важнейших социокультурных компетенций, коммуникативных, проектировочных, организаторских, исследовательских, информационно-коммуникационных умений.

Одним из безусловных достоинств проектной деятельности является возможность прочитать и самостоятельно интерпретировать несколько произведений современных писателей, не определённых программой, а входящих в круг общественных пристрастий и вкусов. Это даёт возможность осовременить школьный предмет, расширить его рамки, показать учащимся непрерывность развития литературного процесса и сегодня.

Следует отметить, что создание антологии современного рассказа – это несомненный результат. Но не единственный. Не менее важен и педагогический, возможно, человеческий результат. Интересная самостоятельная работа, возможность проявить себя в качестве критика, иллюстратора, автора вопросов и заданий, которыми могут воспользоваться учащиеся других классов, редактора, разработчика презентации, а также право осознанного выбора вида деятельности, радость коллективной работы в группе – всё это формирует языковую личность. Но главное – уверенность в себе и чувство ответственности за результаты своего труда. А ответственность – это взрослость, к которой так стремятся дети и которую не всегда правильно понимают25.

«Уверен, что в школе современную литературу не надо изучать по определению (не потому, что – плохая, а потому, что – современная); а те немногие часы, что пока ещё отводятся на литературу, следует полностью посвятить произведениям, бесспорно вошедшим в национальный канон»26, – таково мнение одного из критиков по поводу публикации в журнале «Литература» статьи, предлагающей произведение современного автора в качестве материала для обсуждения на уроках в старших классах.

Если мы последуем этой рекомендации, то не останется ли современный писатель, от школы «утаенный», и вовсе без молодого читателя? А ведь многие из нынешних авторов тесно связаны, корнями срослись с той самой литературой, которую «канонизировала» школьная программа. И достучаться им порой до юной души легче как раз потому, что в их произведениях узнаваемо все: и жизненные реалии, и классические традиции, без которых нынешнюю литературу ни прочесть, ни понять по-настоящему невозможно.

Подводя итоги, заметим, что авторы элективного курса как раз и стремились разбудить читательское любопытство в учителях и школьниках. Их задача – не представление конкретных писателей и не реклама отдельных произведений. Мы ставили перед собой иную цель: заинтересовать ученика новейшей литературой, по возможности, помочь современному писателю и современному читателю найти друг друга.

Литература для учащихся

1. Тимина С.И., Васильев В.Е., Воронина О.Ю. и др. Современная русская литература (1900-е гг. - начало XXI в.). Изд. 3-е. – М.: ОИЦ Академия, 2013.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2012.

Литература для учителя

1. Белокурова С.П., Друговейко-Должанская С.В. Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010- е годы. – М.: Просвещение, 2014.
2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века (1950-1990-е годы) В 2-х тт. Том 2. 1968-1990. – М.: Академия, 2010.
3. Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. – М.: Захаров, 2003.
4. Чупринин С.И. Новая Россия: Мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник: В 2 тт. – М., 2003.
5. Чупринин С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель. – М.: Время, 2007.
6. http://gramma.ru/LIT/?id=2.55 Портал «Культура письменной речи» (тексты произведений).

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Презентация «Метод проекта при изучении современной литературы».

 


25 Предложенный проект (с небольшими содержательными изменениями) был реализован не только в гимназии № 405 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, но и в «Школе русской словесности» (Международный молодёжный лагерь для учащихся стран Балтии и Украины), которую проводила Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Молодые люди из разных стран прочитали семь произведений современных писателей России и, проанализировав, отобрали шесть из них. Отрывки из двух рассказов были переведены на литовский и латышский языки, выбрано, аргументировано и изобретательно оформлено заглавие («Эта книга для тебя»). Не менее успешно реализованными оказались и другие аспекты проекта. Особенно ярко изобретательность, инициатива, творчество проявились во время презентации проекта. Свободно, уверенно, умно и остроумно, хорошим русским языком были представлены новые для школьников писательские имена и аннотированы прочитанные произведения, некоторые из них проиллюстрированы. Отметим, что заключительные этапы работы – результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, которым учитель лишь при необходимости оказывал консультативную помощь..
26 Василевский А. Периодика // Новый мир. – 2001. – № 3.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности