Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

Захар Прилепин «Белый квадрат»19

Индивидуальное задание (даётся как предварительное): найдите в различных словарях значения слова «чур». После чтения рассказа Захара Прилепина20 сформулируйте вопросы, ответы на которые автор рассказа заставляет искать читателя.

Задание сформулировать и записать вопросы, на которые после чтения текста рассказа читатели-школьники хотели бы получить ответы, а также вопросы, ответы на которые помогут понять авторский замысел, – один из важных видов деятельности учащихся. А.П. Чехов говорил, что не дело художника давать ответы, его задача – ставить вопросы. Согласно Чехову, в литературе правильно поставленный вопрос важнее ответа. Вопрос – дело писателя. Ответ – дело читателя: «Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника. В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно. Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные, каждый на свой вкус» (Чехов А.П. Письмо Суворину А.С., 27 октября 1888 г.). Поэтому после того, как школьники выскажут свои впечатления от рассказа З. Прилепина, необходимо предложить подумать, какие вопросы ставит писатель в рассказе, а также вопросы, на которые школьники хотят получить ответы.

Эти «детские» вопросы и станут планом анализа рассказа. Что же интересует учащихся «Белом квадрате», что требует ответа? Приведем примеры вопросов, которые могут быть сформулированы школьниками:

1. Форма повествования в рассказе: диалог или монолог? Какое это имеет значение?
2. Почему рассказ назван «Белый квадрат»? Какие образы ассоциативно связаны с заглавием? Какова их роль в произведении? Как значимые художественные детали помогают понять авторский замысел?
3. Почему Захарка не стал искать Сашку и ушел домой?
4. Что означает выражение «чур меня!» и какой смысл оно приобретает в рассказе?
5. Почему Сашка не отвечает на вопросы героя, но и не «отпускает» его?
6. Виноват ли Захарка в смерти Сашки?

Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» впервые был напечатан в журнале «Новый мир» в 2005 году. Действие происходит в течение одного дня, но ставший взрослым Захарка постоянно возвращается мыслями к тому дню, возвращается в прошлое, противопоставляя себя нынешнего «тому Захарке», сравнивая себя с ним. Отсюда диалогическая форма повествования в рассказе, где прошлое перемежается с настоящим, но можно ли утверждать, что перед читателем диалог? С кем ведёт разговор рассказчик? С Сашкой, который погиб много лет назад? Сначала кажется, что с ним:

«– Душно, Захарка. Мне душно. – Я едва угадываю по ледяным, почти недвижным губам сказанное. Голоса нет.
– Может, пить? У меня есть в холодиль…
– Нет! – вскрикивает, словно харкает, он. И я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо – так же, как разламывается тушка замороженной птицы, открывая красное и спутанное нутро»19.

Сопоставим начало и конец «Белого квадрата». Как связаны в рассказе прошлое и настоящее? Почему взрослый человек, именуется в этих вставных диалогах Захаркой? Постепенно учащиеся приходят к мысли, что диалог этот мнимый, выросший Захар разговаривает с самим собой: воспоминания не отпускают героя, заставляют раз за разом, день за днем спрашивать себя, есть ли его, пятилетнего мальчика, вина в случившемся с Сашкой. «Это диалоги с собой, со своей совестью, которая не даёт успокоиться и заставляет искать – оправдания, ответы, путь в жизни? (Таким образом организованное повествование заставляет вспомнить автобиографическую трилогию Толстого.)»21.

Восстановим сюжет рассказа. Пятилетний Захарка – самый маленький в компании мальчишек. Ему очень хочется, чтобы на него обратили внимание. Захарка изо всех сил старается не быть найденным во время игры в прятки и очень огорчается, когда осознает, что его никто и не собирался искать. Захарке очень хочется, чтобы к нему относились как к равному. Для этого он подражает другим – таким, как хулиганы Чебряковы, которых все боятся, и, как думает Захарка, уважают. Мальчик пытается идти против своей натуры, через силу учится ругаться, вести себя так же, как остальные мальчишки. Но все остаются к нему равнодушны. Все, кроме Саши…

Просим учащихся нарисовать портрет Сашки. Какие черты его натуры, характера, поведения запомнил Захарка? Что необыкновенно в девятилетнем друге Захарки?

Сашка, как пишет Прилепин, «был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с <…> малышнёй, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: "Как дела?" Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу. Он позволял себе смеяться над местными криволицыми и кривоногими хулиганами…», один мог противостоять мнению остальных, смело отвечать тем, кого все боятся. С ним Захарка чувствует себя в безопасности.

Однако заметим вместе с учащимися, что Сашка не из тех людей, которые помогают всем и всегда. Он считает, что человек сам должен уметь решать свои проблемы и постоять за себя, поэтому в маленьком Захарке он воспитывает силу характера. Но главное – Сашка уважает Захарку, относится к нему как к равному. Он единственный не бросил мальчика, когда тот водил…

Почему рассказ назван «Белый квадрат»? Какие детали и образы ассоциативно связаны с заглавием? Какова их роль в произведении? Как значимые художественные детали помогают понять авторский замысел?

 


19 Прилепин З. Белый квадрат. / Прилепин З. Грех: роман в рассказах. – М.: Вагриус, 2009.
20 Рассказ может быть прочитан учителем или дан для самостоятельного чтения, важно, что текст читается на занятии без предварительного домашнего задания (Прим. автора).
21 Храмцова Р. «Если не чур – то водить самому!». Урок по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат». – «Литература». – 2009. – № 8.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности